Человек и природа в детской прозе К. Паустовского

М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином (рассказ о жизни детей), по – сказочному занятны прозвища ребят - «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена: деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.

 

Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения(«деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе); говорящие названия лесных мест Блудово болото(место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).

 

Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой». Природа дает им и эти богатства. По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.

Главные герои

Митраша Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке.
Настя   На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.
Собака Травка   Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке..
Волк Серый помещик   Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить.
Рассказчики   Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню.

В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью к природе, стремлением беречь ее красоту.

Словарик:
Ладило - бондарный инструмент.
Палестинка - какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
Елань - топкое место в болоте, все равно что прорубь на льду.




Человек и природа в детской прозе К. Паустовского.

Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны - России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения - о природе.

 

Рассказ “Заячьи лапы” учит отзывчивости, помогать слабым и тем, кто оказался в беде. Бескорыстная помощь дороже денег. Если бы Ваня и дед Ларион думали только о себе, заяц бы не выжил. Заяц спас деда от пожара, а дед не оставил животное в беде с обгоревшими лапками, помог его вылечить – ответил добром на добро.

 

Рассказом “Теплый хлеб” Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.

«От злобы людской» страдают сами люди, по словам бабушки Фильки. Мальчик вовремя понял свою ошибку и исправился. Природа, в рассказе Паустовского, олицетворена. Она все чувствует, все понимает. Если человек относится к ней плохо, она ответит ему тем же.

 

Рассказ-сказка “Стальное колечко”. Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.

Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.

В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).

Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».

В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показана история дружбы девочки Маши и воробья, которого она спасла и выходила. Растрепанный воробей был покалечен вороной, а девочка не бросила его в беде и всячески старалась ему помочь выздороветь. Пашка, так звали воробушка, был за это очень благодарен Маше и за все ее добро, отплатил тем же. Когда ворона украла из квартиры очень ценную вещь, Пашка собрал стаю друзей и вызволил дорогую брошь у злой птицы, а затем доставил это украшение прямо на сцену, где выступала мама Маши. Главной мыслью сказки "Растрёпанный воробей" Паустовского является добро и что оно всегда возвращается.

Сказка учит быть добрым, отзывчивым, заботиться о более слабых и беззащитных, любить животных.

 

В собрании сочинений Паустовского жанр произведения «Мещорская сторона» определяется как маленькая повесть. Она занимает 35 страниц, но не имеет единого повествовательного сюжета. Основной тип повествования повести – описание с небольшими вкраплениями повествовательных сюжетов и рассуждений. Поэтому жанр близок к очерку, для которого характерна документальность, фрагментарность, описательность.

Рассказчик описывает всё, что достойно его внимания, отражает увиденную жизнь, как зеркало. Это основной принцип реалистического литературного направления. Рассказчик выражает своё отношение к природе Мещорского края, к его талантливым людям. Но он никак не оценивает рассуждение жителей Мещорского края о том, как изменилась к лучшему их жизнь за последнее время: голосистая деревенская девушка поёт в Москве, потомственный бедняк обзавёлся радио и книгами, набожный старик теперь не уповает на Бога, верит в собственные силы. Все эти люди – типичные герои своего времени в типичных обстоятельствах, но едва ли они годятся на роль героев соцреализма. Рассказчик воспринимает их как часть мещорской природы, не оценивая, но только наблюдая их жизни, как наблюдает жизнь леса, болота, щуки или волчицы.

         Тема и проблематика

Тема повести – описание богатств Мещорского края. На первый взгляд описательная повесть лишена социальной проблематики. В ней поднимаются проблемы философские и психологические: умение видеть скромную красоту, сила и выносливость человека, его связь с природой и противостояние ей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: