III. Конституционные права и обязанности граждан Федеративной Республики Германия

Первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая  их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе социальную нагрузку, провозглашая «ненарушимость человеческого достоинства», «неприкосновенность» и «неотчуждаемость»  прав человека (ст. 1), среди которых — право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. В Конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, поскольку он не нарушает прав других и не посягает на свободный демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, а также при злоупотреблении свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным конституционным судом.

Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе,— свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9), свобода передвижения (ст. 2), выбора профессии  (ст. 12), тайна переписки (ст. 10) (для защиты свободного демократического строя может быть на основе закона установлен контроль в отношении осуществления этого права и для этой цели создан народным представительством специальный орган), неприкосновенность жилища: без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на «законного судью» и пр.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др.В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается право на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы. Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также закон о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В Бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр.

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места. Более полно она закреплена в Конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда, и действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека.

Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется Федеральным конституционным судом как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.

Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. В этом контексте дается и трактовка права собственности: «Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу», а также положение Основного закона о возможности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства «для общего блага» (ст. 15).

В Конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, при условии, что он не нарушает прав других и не посягает на свободный демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, а также при злоупотреблении свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным конституционным судом.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица), на тайну переписки (для защиты свободного демократического строя может быть на основе закона установлен контроль в отношении осуществления этого права и для этой цели создан народным представительством специальный орган), на свободу передвижения (эта свобода может быть ограничена в целях сохранения общественного порядка, а также для предотвращения эпидемий, стихийных бедствий), на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировоззрений.

Конституция говорит о праве граждан на убежище. Ограничен перечень государств, выходцы из которых могут воспользоваться этим правом. Граждане, которые хотят пользоваться правом убежища, должны представить доказательства, что являются преследуемыми у себя в стране лицами. В настоящее время возможно выдворение лиц, незаконно въехавших в страну. В Конституции предусмотрены не только юридические гарантии прав, но и выполнения обязанностей: государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего.

 В Основном законе названы следующие обязанности: а) обязанность родителей заботиться о детях; б)обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин или альтернативной службы для тех, кто отказывается по своим убеждениям от воинской службы с оружием в руках; в) в условиях состояния обороны в армию могут быть призваны и женщины для работы в санитарно-лечебных учреждениях, но без оружия в руках; г)возможно введение обязательной трудовой повинности.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими Конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.

 

Заключение

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве.

В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике в ФРГ – Канцлер, который и осуществляет правительственную политику. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: «Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации». А согласно ст.62 той же Конституции, "Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров" (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.

Большое влияние имеет Федеральный конституционный суд. Он считается «стражем Основного закона» и в своих авторитетных решениях дает обязательное толкование текста Конституции.. Для каждого гражданина Германии открыт путь в конституционный суд, если он считает, что какой-то закон нарушает его основные права.

На первом плане в основном законе закреплены важнейшие принципы правого статуса личности, гражданина: достоинство человека, право каждого на свободное развитие своей личности, равенство. В нем четко установлено, что «достоинство человека неприкосновенно». Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле. В основном законе довольно четко определено, кому предоставляются закрепленные им права и свободы, на кого возлагаются обязанности: это – человек, каждый немец (т.е. по сути гражданин ФРГ).

Основной закон Федеральной Республики Германия стал одной из первых европейских и мировых Конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.

Таким образом, парламентская Федеративная Республика Германия – это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией, гарантирующей права и обозначающей обязанности гражданина.

 

Список использованной литературы

1. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007..

3. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

4. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259.

5. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

6. Манов Г. Н. «Теория государства и права». М.- 2005.

7. Марченко М.Н. Отличительные особенности романо-германского права // Вестник МГУ. 2000. № 1. Сер. 11. «Право». С. 26–42.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

9. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.


[1] Манов Г. Н. «Теория государства и права». М.- 2005.

[2] Марченко М.Н. Отличительные особенности романо-германского права // Вестник МГУ. 2000. № 1. Сер. 11. «Право». С. 26–42.

[3] Марченко М.Н. Отличительные особенности романо-германского права // Вестник МГУ. 2000. № 1. Сер. 11. «Право». С. 26–42.

 

[4] Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007.

[5] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

 

 

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

[7] История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259..

 

[8] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

[9] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234

 

[10] Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

 

[11] Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

[12] Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

 

[13] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: