Конституция и конституционное развитие Федеративной Республики Германии. ФРГ как парламентская республика

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав – США, Англии, Франции – в течение 1946–1947 гг. были приняты демократические конституционные документы. На территории западных оккупационных зон была образована в 1949 г. Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая Конституция. Однако, для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Принят был учредительным органом – Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель и вступил в силу 24 мая 1949 г.[5] Он стал обязательным для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировался четырехсторонним соглашением стран-победительниц (СССР, Великобритания, Франция, США).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст Конституции уже в период его действия.

Особенностью данного акта является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается  также ограничение прав и свобод граждан. Второй раздел Основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху.

По форме правления Федеративная Республика Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы Федерального правительства – Канцлера. Остальные разделы конституции детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства Федерации и исполнение Федеральных законов, а также общие задачи Федерации и её субъектов. Конституция Германии исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности.  Вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т. е. непосредственно), а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейшей гарантией демократии является положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто попытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй. По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты федерального парламента. За время действия Конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее.

 Конституционный контроль в Германии осуществляет Федеральный конституционный суд.

В Законе ФРГ содержатся основные положения, касающиеся трех главных форм демократии: выборы, референдум и народная инициатива.  В ФРГ действует около 40 политических партий. Доминируют две основные партии– Христианско-демократический союз (в Баварии – Христианско-социальный союз) (ХДС—ХСС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).

II. Органы государственной власти Германии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: