Реферат
по конституционному праву зарубежных стран на тему:
Конституционно-правовое устройство Федеративной Республики Германия
Выполнил: студент
группы 1117БО5, 3 курс
очной формы обучения
направление подготовки
юриспруденция
Шитов А.Н.
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
конституционного и муниципального права
Григорьев Александр Алексеевич
Нижний Новгород
2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
I. Правовая система Федеративной Республики Германия в романо-германской правовой семье…………………………………………………………………………4
1.1 Конституция и конституционное развитие Федеративной Республики Германии. ФРГ как парламентская республика…………………………………………………… 6
II. Органы государственной власти Германии
2.1 Система сдержек и противовесов как непосредственный элемент принципа разделения властей ………………………………………………………………………8
2.2 Законодательная и исполнительная власти Германии. Глава государства……... 11
|
|
2.3 Судебная система Федеративной Республики Германия………………………… 14
III. Конституционные права и обязанности граждан Федеративной Республики Германия………………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы
Введение
Федеративная Республика Германия – высокоразвитая индустриальная страна, член Европейского союза. Население страны – свыше 81 млн. чел. – преимущественно немцы; в Германии на протяжении нескольких веков проживают и два национальных меньшинства: лужицкие сорбы (венды) – потомки славянской этнической группы (в землях Бранденбург и Саксония) – всего около 100 тыс. человек, и датчане (в земле Шлезвиг-Гольштейн) – около 50 тыс. человек. Эти группы населения имеют возможности для свободного развития своего языка и культуры. Датское меньшинство имеет собственное политическое объединение – Южношлезвигский союз избирателей, который в настоящее время представлен в выборных органах общин и обладает депутатским мандатом в земельном парламенте.
В Германии значительное число иностранных граждан – 6,5 млн. человек, большинство из которых принадлежат ко второму и третьему поколениям лиц, приехавших в поисках работы.
История современной Германии ведет отсчет с 3 октября 1990 г. – Дня национального единства – даты вступления Германской Демократической Республики в Федеративную Республику Германии. Объединение означало, что ГДР с 3 октября 1990 оказалась в сфере территориального действия Основного закона ФРГ. С этого момента государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. Таким образом, с точки зрения конституционного права пять бывших земель ГДР стали составными частями Федеративной Республики Германия.
|
|
2 декабря 1990 г. состоялись первые в истории объединенной Германии выборы в Бундестаг, принесшие победу коалиции ХДС/ХСС и СвДП.
I. Правовая система Федеративной Республики Германия в романо-германской правовой семье
Определить место правовой системы государства среди правовых систем современности означает выявить ее общие, особенные и частные признаки, а также возможность их взаимодействия. Именно с этих позиций следует рассматривать правовую систему Германии в романо-германской правовой семье.
Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является Конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие. Тем не менее наблюдаются и существенные различия между системами этих стран, которые касаются «конституционного контроля, кодификации, различной роли закона и регламента, толкования закона».[1]
Следует обозначить особенности романо-германского права, которые по своей сути определяют характер и содержание его как правовой системы. К особенностям такого рода относятся: а) процесс становления и развития на основе римского права; б) доктринальность и концептуальность; в) особая роль закона в системе источников права; г) выраженный характер деления права на публичное и частное, его кодификация и др.[2] Определяющим для характеристики правовой системы является исторический фактор. Отечественные и зарубежные исследователи единодушны во мнении, что романо-германское право сформировалось «на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах».[3]
Законодательство Федеративной Республики Германия разрабатывалось в основном на законах Пруссии, Баварии, Саксонии и в меньшей степени – других княжеств. В общем объеме законодательства большая доля приходится на законы государств, преемником которых объявила себя ФРГ. Специфические признаки правовой системы Германии, выделяющие ее среди других правовых семей, проявляются в особенностях романо-германского права.
В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое даётся судами.
Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определённых рамках признаётся значение судебной практики в качестве источника права. Р. Давид в труде «Основные правовые системы современности» отмечает, что в «ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев являются не чем иным, как изложением судебной практики»[4].Однако значение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определённое значение в качестве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания, компромисса различных интересов, в том числе частных интересов и интересов государства, общества.
|
|
После объединения Германии 3 октября 1990 года, следуя принципу правопреемства государств, в соответствии с первым Государственным договором об экономическом, социальном и валютном союзе ФРГ и ГДР от 1 июля 1990 г. на территории восточных земель вступили в силу Основной закон ФРГ (1949 г.) и действующее законодательство государства. Согласно второму Государственному договору о механизме объединения ГДР и ФРГ устанавливались государственное устройство и судебная система.