Теория борьбы классов

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия,- целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.»

К. Маркс Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии»

 

Согласно К. Марксу общество состоит из различных классов, то есть по разному относящихся к средствам производства, разделению его продуктов, а так же разделению труда групп. В зависимости от совокупности различных параметров этих характеристик и определяются классы. Каждая из таких групп общества обладает своими интересами, которые могут быть как противоположны интересам других групп, так и быть одинаковыми. На основе этого формируется их взаимоотношение. Между угнетаемыми и угнетенными классами всех формаций, интересы которых явно противоречат друг другу, всегда царит антагонизм (раб и гражданин, крестьянин и феодал, пролетарий и капиталист). Аналогично и отношение между классами разных формаций в переходные периоды, когда условия процветания новых классов приходят в явное противоречие с установленными и охраняемыми нормами общества. В обоих случаях, мы наблюдаем борьбу различных интересов, т.е. борьбу классов к которым они относятся. Ведется она на различных уровнях: экономическом, политическом и идеологическом (т.е. каждому классу присуща своя форма миропонимания, исходящая из его действительного положения). Так же борьба может вестись не только между классами, но и внутри них, из-за того что последние так же распадаются на различные группы в зависимости от обладания разными средствами производства или же от отношения к той ли иной национальности (борьба между капиталистами разных стран, или борьбы между собственниками разных капиталов: промышленных, торговых и т.д.).

Как говорит К. Маркс, именно борьба классов и составляет всю историю классового общества. Каждая ступень развития производственных сил создает определённые классы, которые, следуя свои интересам, вступают в противоборство друг с другом. Каждый их них имеет свой набор идей, формирующих идеологию, при господстве которой закрепляются те положения, которые приводят к господству тот класс, к которому она относится. Потому то при победе одного класса над другим, создании ассоциации – государства – среди победителей для контроля над угнетенным, формируется и закрепляются в статусе всеобщих правовые нормы и идеологические установки которые оберегаю и возвышаю положения, которые служат прямой опорой установившегося режима. Впоследствии они ведут борьбу с теми над кем они возвышаются (т.к. интересы их остаются различными), применяя самые разные способы: от насилия до пропаганды своей идеологии.

Но последующее развития производственных сил приводит к изменению производственных отношений и рождает впоследствии новые классы. Они, развиваясь в рамках уже устоявшегося общества, со временем приходят к ситуации столкновения с ним, т.к. господствующие нормы (закрепляющие власть класса гегемона) не соответствуют их интересам и дальнейшее развития при их сохранении невозможно. Тогда новый класс порождает своих идеологов и творцов, которые в своих трудах выражают его идеологию. Апогеем такого хода вещей становится социальная революция в ходе которой, новый класс, столкнувшийся с ситуацией коренного несоответствия своих интересов и устоявшихся норм, ниспровергает господствующий до него класс и преображает все общественные нормы и традиции, устанавливая теперь посредством их такой порядок вещей (право и идеологию) который закрепляет господство нового класса.

Победивший класс отныне продолжает свое развитие (а значит и развитие производственных сил) не сдерживаемое теперь старыми ограничениями. Но вследствие дальнейшего развития порождается новый класс, который отражает дальнейшее развитие и приходит к конфликту со старым. И колесо человеческой истории делает новый оборот.

 

 

Использованная литература:

1. К. Маркс Ф. Энгельс «Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрения (1-я глава «Немецкой идеологии). / Избранные произведения. В 3-х томах. Т.1. М., 1980. С. 4-76

2. К. Маркс Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии» / Избранные произведения. В 3-х томах. Т.1. М., 1980. С. 95-138

3. К. Маркс «К критике политической экономии. Предисловие» / Избранные произведения. В 3-х томах. Т.1. М., 1980. С. 534-538

4. К. Маркс «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» / Избранные произведения. В 3-х томах. Т.1. М., 1980. С. 193-312

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: