Готовое задание сдать: 6а-15 апреля, 6б-16 апреля, 6в-13 апреля.
Изучение нового учебного материала.
Цели: ознакомление учащихся с основными частями машин, видами механических передач (цепной, зубчатой, реечной), понятием «передаточное отношение»; формирование представлений о шпоночных и шлицевых соединениях; изучение понятий «шлиц» и «шпонка»; развитие технологической грамотности и культуры обучающихся, устной технологической речи, внимания, памяти, технико-технологического мышления; воспитание дисциплинированности и аккуратности.
Задачи: сообщить обучающимся тему урока; теоретически подготовить к работе по определению передаточного отношения механической передачи, распознаванию ведущего и ведомого звеньев в механической передаче.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Тема урока: «Элементы машиноведения. Составные части машин».
Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.
Важнейшая особенность каждой машины – наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.
текст первого слайда (Слайд 2).
Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.
текст второго слайда (Слайд 3).
Основные части машины – токарный станок СТД-120М:
1.двигатель (изучаем двигатель станка);
2.ремённая передача (это передаточный механизм)
3.шпиндель (исполнительный орган станка СТД-120М).
В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения – винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный.
текст третьего слайда (Слайд 4).
текст четвёртого слайда (Слайд 5).
Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.
текст пятого слайда (Слайд 6).
С помощью цепной передачи движутся ступени эскалаторов в метро и больших магазинах.
текст шестого слайда (Слайд 7).
текст седьмого слайда (Слайд 8).
Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестерней. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).
текст восьмого слайда (Слайд 9).
В реечном механизме при вращении зубчатого колеса рейка перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки колесо вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённой на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.
Далее можно провести физкультминутку для снятия умственного напряжения и усталости.
В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой.
Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:

где D1 – диаметр ведущего колеса;
D2 – диаметр ведомого колеса. [Л4]
Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы.
текст девятого слайда (Слайд 10).
Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение. В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку – небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.
Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала.
текст десятого слайда (Слайд 11).
В этом случае применяют шлицевое соединение. Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы – шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка.






