Сбор и обсуждение материалов о Битве за Москву

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»

Направление работы: История и краеведение.

Тема: «Битва за Москву».

Автор: Смирнова Анна Александровна

Научный руководитель: Бармина Светлана Викторовна

Место выполнения работы: МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»

2020

 

Оглавление

 

Введение. 3

Актуальность. 3

Проблема. 3

Задачи. 3

Участники творческой группы.. 3

Методы.. 4

Планирование деятельности. 4

Определение ожидаемых результатов. 4

Сроки работы.. 4

Творческая работа. 4

Сбор и обсуждение материалов о Битве за Москву. 4

Каталог книг о Битве за Москву. 6

Выставка рисунков. 6

Запись песни и монтирование видеоролика. 7

Подбор и разучивание стихов о битве под Москвой. 7

Поисковая работа. 7

Выводы. 8

Список литературы.. 9

Интернет-ресурсы.. 9

Приложения. 9

 

 

Введение.

Актуальность:

 В этом году я посмотрела - исторический художественный фильм «Двадцать восемь панфиловцев» о подвиге взвода истребителей танков 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково под Москвой. Тогда три десятка бойцов удержали наступление немецкого танкового батальона и не пропустили немцев к дороге на Москву - Волоколамскому шоссе. Они стали известны как "28 героев-панфиловцев". Благодаря им советское командование успело подтянуть резервы и окончательно перекрыло немцам дорогу к столице. Этот фильм показался очень печальным, я думала о том, как в бою за Родину четыре роты русских солдат отражали атаки нескольких полков немецких танков, прорывавшихся к Москве. Было страшно смотреть такие кадры. Страшно, что погиб почти весь взвод наших солдат! Но все же я испытала чувство радости за победу наших воинов. Командир батальона перед боем говорил проникновенную речь, о том, что стоять нужно «…не насмерть, а намертво, потому как нужно не погибнуть геройски, а до последнего вздоха не пускать врага к Москве». Это были слова настоящего патриота - человека, горячо любящего свою Родину.

Проблема:

Я задумалась, а в современном обществе есть патриотизм? Как воспитать в себе это качество? На уроках литературы нам говорили о патриотизме, изучая стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова, но, в классе мы совсем не читали рассказов о Великой Отечественной войне. К счастью, на уроке окружающего мира в 4 классе, у нас была возможность несколько уроков изучать эту тему. Наша учительница предложила, выполнить задания к большому проекту «Мы помним, мы гордимся», посвященному 75 годовщине Победы и создать мини - проекты нескольким группам, рассказывая о разных этапах Великой Отечественной войны. Меня назначили ответственной в одной из групп. Я сразу же рассказала ребятами фильм «Двадцать восемь панфиловцев», и предложили выбрать тему для творческой работы «Битва за Москву 1941-1942 года».

Затем, подумав, я сформулировала цель работы:

создать творческую работу, направленную на воспитание у ребят патриотических чувств: чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и героическим страницам истории нашей страны.

Задачи мы сформулировали вместе с учителем:

· расширить знания о событиях Великой Отечественной войны и рассказать о Битве под Москвой;

· провести поисковую работу, вызывая у участников проекта и остальных ребят чувство патриотизма, гордости за своё Отечество;

· пропагандировать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам, героям войны;

· выполнить творческие работы;

· популяризировать гражданскую позицию участников проекта.

Участники творческой группы:

К участию в проекте были приглашены 14 человек из 4 а класса: Ксения В., Екатерина С., Сергей Щ., Елизавета Б., Матвей К., Варвара Ф., Юлия Р., Дарина К., Арина К., София М., Дарья Р., Полина Ч., Ирина П., Иван Б.

Методы:

 чтение, поиск, обсуждение, творческая работа, выступление, работа с электронными ресурсами.

Чтобы выполнить все поставленные задачи, необходимо как можно больше узнать о событиях 1941-1942 года. Работу по поиску информации можно узнавать у родных, в библиотеке, в сети Интернет. Обсуждение прочитанного и просмотренного материала договорились проводить на переменах и в группе продлённого дня. Для выполнения рисунков и творческих работ и создания видео презентации решили просить помощи взрослых - учителя и родителей.

Планирование деятельности:

Для достижения цели работы, я определила этапы:

· Изучение событий осени 1941 и весны 1942 года.

· Поиск художественной и популярной литературы о Битве за Москву.

· Создание выставки рисунков.

· Составление монтажа для агитбригады. Разучивание стихов и песен.

· Рассказ о наших земляках - героях - участниках Битвы за Москву.

 

Определение ожидаемых результатов:

 По итогам проекта планировалось создать презентацию для выступления перед одноклассниками, в которой бы содержался отчёт о проделанной работе. В случае удачного прохождения всех этапов, у нас мог получиться рассказ о Битве за Москву, который был бы интересен не только для ребят младших классов, но и взрослых. Изучив события 1941-1942 годов, мы планируем создать видеоролик к выступлению агитбригады. Изучив литературу о Битве за Москву, планируется составление каталога, в котором могут быть представлены краткие аннотации. В классе можно оформить выставку рисунков о войне, которые в дальнейшем могут быть участниками муниципального или областного конкурса. Собранную информацию о воинах, принимавших участие в Битве за Москву, можно использовать для создания обще гимназического «Бессмертного полка» или выставки «Я помню, я горжусь». Для итогового представления проекта можно выучить песни и прочитать стихи о Битве под Москвой.

Сроки работы:

 На выполнение каждого этапа отводится одна неделя. Работа началась с 3 февраля и закончилась к 7 марта.

Творческая работа.

Сбор и обсуждение материалов о Битве за Москву.

Мы не ограничились чтением энциклопедий и  изучением материалов информационных сайтов. Мы отсмотрели несколько документальных фильмов - хроник о событиях тех лет. Было принято решение снять на камеру монтаж и объединить его с фрагментами видео - хроники фронтовых корреспондентов и с фотоматериалами 1941-1942 годов.

Творческая группа подготовила материалы для монтажа о событиях Битвы за Москву 1941-1942 годов:

Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября.

Первый этап битвы за Москву 30.09.1941 - 5.12.1941г носил оборонительный характер. Второй этап 5.12.1941 - 20.04.1942г это контрнаступление Советской Армии, а с января 42 года и вовсе мощное наступление на врага.

19 октября 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Наступление противника было остановлено 30 октября. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября. В этот день, начиная с 1918 года, в СССР отмечали Октябрьскую революцию.

Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже.

Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим.

Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один - Западный.

С востока, к осажденному городу подтягивались войска из Сибири и Дальнего Востока. До подхода подкрепления нужно было держаться всеми силами. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии.

7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, принимал парад маршал Буденный. С парада бойцы сразу уходили на фронт.

Немцы тем временем были все ближе и ближе…

Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая, как можно быстрее захватить город.

В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы.

В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин.

Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы. Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.

 Наши потомки должны знать, что если бы Москва не устояла перед натиском сильнейшей тогда в мире германской армии, то не было бы последующих побед не под Сталинградом и Курском, не под Ленинградом, не на других участках советско-германского фронта.

В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление и, при поддержке авиации, несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон.

Все должны помнить, что именно Москва вела страну к тому незабываемому дню, когда Германия безоговорочно капитулировала…

После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании анти германской коалиции.[1]

После съёмки видеомонтажа работали со стандартным редактором «Видеостудия» оперативной системы на компьютере Windows10.Этот редактор позволяет быстро обрезать видеофильмы без потери качества соединять несколько видео в одно, добавлять, текст, фотографии и музыку. Прослушав несколько музыкальных фрагментов, мы решили украсить наш видеосюжет подходящим музыкальным произведением. Выбрали «Увертюру», сочинённую Александрой Пахмутовой к художественному фильму «Битва за Москву». В начало видеоролика вставили текст - название. Для видеовставок скачали видеохронику с сайта Объединенного Мемориального Музея Ю.А. Гагарина.[2] Мы выбрали отрывки, где показано, как фашистские войска, по приказу Адольфа Гитлера вероломно вторгаются на Советскую территорию, как самоотверженно русские люди идут в ополчение, как героически сражаются. В кадрах хроники, мы рассмотрели лица защитников Москвы, увидели Иосифа Сталина - главу нашей страны в годы войны. Теперь мы представляем, как выглядела боевая техника тех лет, как жили люди в то время. Кроме трудности сбора материалов, мы столкнулись ещё с одной проблемой - умением выразительно читать текст на камеру. Приходилось делать разные дубли, а затем, выбирать наиболее удачные. Для того, чтобы добиться одинакового темпа чтения текста всеми участниками проекта, мы использовали звук метронома во время записи.

Таким, образом, в результате первого этапа проекта был создан содержательный видеоролик.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: