Материалы, используемые в технике коллаж

Г.

Обучение детей дошкольного возраста техники коллаж.

Коллаж(определение, виды)

Значение техники коллаж для детей дошкольного возраста

Материалы для коллажа

Основные приемы, последовательность техники коллаж

Обучение старших дошкольников технике коллажа в условиях кружка

Чердынцева Светлана Николаевна, воспитатель

Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребёнке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить.

Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста должна быть организованна так, чтобы каждый ребёнок сам смог пройти “путь творца” от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценки результатов другими людьми. Основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа. По мнению Н.А.Ветрувановой “художественная продукция, даже в её несовершенном виде, выступает как своеобразная модель, отражающая логику художественного мышления детей”.

Образовательное и воспитательное значение работы с разными материалами огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития детей. Конструирование расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.

Занятия по созданию коллажей воспитывает художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

Ребёнок учится творить, выдумывать, узнаёт много нового, необходимого для работы, осваивает технологические приёмы, развивает образное и пространственное мышление. Дети приобретают элементарные трудовые навыки, развивается самосознание и пробуждается интерес к творчеству и самостоятельности.

Проблема современного состояния трудового обучения детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что при имеющемся широком диапазоне средств, предлагаемых образовательными программами, многие педагоги по-прежнему придерживаются 3х классических “китов”: ткань, бумага, природный материал. Они не задумываются над тем, что такая техника как коллажирование содержит в себе уникальные возможности гармоничного соединения массы материалов. При этом дети знакомятся или закрепляют их свойства, отрабатывают технические приёмы обработки этих материалов, создают интересные, всегда неповторимые, в силу своей специфичности, работы. При такой организации работы можно быть уверенным, что дети не будут копировать чужие работы или образцы, так как замена одного материала другим вносит свой новый акцент в содержание работы.

Целью стало изучение возможностей использования техники коллажа в работе со старшими дошкольниками в условиях кружка.

Объект – процесс организации кружковой работы как формы дополнительного образования дошкольников.

Предмет – содержание, методы и приёмы обучения старших дошкольников приёмам коллажа в условиях кружка.

Выдвигаем следующие задачи:

1. Изучить искусствоведческую литературу по теме “Коллаж”, овладеть практическими навыками.

2. Проанализировать методическую литературу с целью выяснения особенностей организации кружковой работы со старшими дошкольниками.

3. Разработать серию занятий кружка по данной теме и частично их опробовать с целью выявления эффективности обучения дошкольников технике коллажа.

Что же такое коллаж? Это вид прикладной деятельности и разновидность аппликации. Коллаж французское слово, переводится - приклеивание, наклейка. Техника и вид изобразительного искусства, заключающееся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре: ткань, верёвка, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.

Эта техника появилась в начале прошлого века и распространилась в 1950-1960 годы среди сторонников поп-арта. Поп-арт – английское слово, обозначает – популярное. Поп-арт это направление в искусстве Западной Европы и США 1950-1969 гг.

Основа коллажа – аппликация (от латинского applicotio – прикладывание). Аппликация бывает: предметной (цветок или букет цветов, птицы, животные); сюжетной (изображает действия, события); декоративной (узоры, орнаментальные композиции).

Аппликация – старинная техника. В эпоху Возрождения были очень популярны итальянское сукно, изготовленное с применением техники аппликации и вышивки. В Татарии и Башкирии было принято украшать женскую обувь. В Киргизии аппликациями из войлока, кожи, деревьев, тканей украшали головные уборы, меховые фляги, сёдла. В Европе украшали соломенными пластинами шкатулки, мелкие предметы. В России соломкой украшали прялки, ларцы.

Техника коллажа используется не только в живописи, развивается фото-коллаж, кино-коллаж, компьютерный коллаж. Изучение коллажа имеет дальнейшие перспективы, поскольку этот приём становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве.

Коллаж – разновидность аппликации. Детям интересно работать в этой технике, где можно сочетать массу материалов разнообразных, и главное доступных. Изучение коллажа имеет дальнейшие перспективы, поскольку этот приём становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве.

Материалы, используемые в технике коллаж

Для оформления фона в коллажах используется цветная бумага разного качества, белый картон, который можно загрунтовать в любой нужный тон или с помощью губки и разведённых акварельных красок, или с помощью набрызга, зубной щёткой. В больших совместных коллажах для фона используют ДВП, фанеру. На фанеру наносят клей и наклеивают кусок ткани или кожи, драпируя её на углах, имитируя занавес. Размер ткани или кожи для фона должен быть больше по размеру, чем ДВП или фанера.

При создании работ, в данном виде техники, также использую различные материалы, которые наклеиваются на твёрдую основу. Самое простое – применить для создания коллажа вырезки из иллюстрированных журналов, картин, рекламных плакатов, открыток. Можно использовать нетрадиционные виды материалов: обломки предметов, битое стекло, куски проволоки, жестяные банки небольших размеров. Используется весь природный материал, прежде всего солома (рожь, пшеница, ячмень, овёс и др.). Для изображения орнаментов и сюжетов будут необходимы листья различных деревьев и кустарников, лесные и полевые травы, цветы. Береста и кора пригодится для создания стволов деревьев. Тополиный пух, вата – при создании зимних пейзажей и животных. Любой растительный материал: почки и семена, шишки и хвоя, скорлупа от орехов, цедра, мох, трава – всё пойдёт в дело. Готовые коллажи оформляют в рамки.

В создании коллажа необходимы: клей (лучше ПВА) – для приклеивания деталей на фон; краски и кисти; ножницы, резаки, пинцет, утюг – для разглаживания соломы, отпаривания материала и заглаживания складок; карандаш, ручка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: