Тема. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

Стихотворение о Великой Отечественной войне (из учебника) стр. 192 – 200

Урок 1

Запись в тетради (на листочках, т.к. тетради у меня)

Тридцать первое марта

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства

1. Прочитать произведение «Фотография, на которой меня нет» стр. 203- 220

2. Просмотрите видеофильм В.П. Астафьев. Это поможет в заполнении таблицы. https://www.youtube.com/watch?v=yTnYz3pTGLM

3. Составить план сюжета рассказа.

Материал для чтения

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» (из книги «Последний поклон»)

История создания

«Последний поклон», который В.П. Астафьев назвал самой своей «сокровенной» книгой, писался в течение долгих 20 лет, постепенно вырастая в законченное произведение. Оно печаталось отдельными главами в газетах и журналах (в том числе и детских) в разных издательствах страны, начиная с 1960 по 1978 годы.

Последовательность рассказов вначале была иной, чем в окончательном варианте. Но отрывочность непосредственных воспоминаний, не подчиняющихся последовательной хронологии, была одним из творческих принципов в первой редакции книги. События «Последнего поклона» соединяются между собой по прихоти поэтических связей, как это бывает в собственных воспоминаниях или стихах. Образы и картины прошлого складываются в человеческой памяти по каким-то необъяснимым ассоциативным законам.

Автор обозначил жанр книги привычным для прозы понятием «повесть», но скорее — это поэма в прозе. Поэма о трудном и богатом впечатлениями детстве, содержащая раздумья о родине, ее истории.

Повесть Астафьева — последний поклон святому единству жизни во всей ее неизъяснимой полноте. «Страницы детства» — так первоначально обозначил для себя писатель название книги. Он хотел записать события минувшего, вновь собрать вокруг себя всю свою родню, вернуть милую Овсянку, какой она была в 30-х годах; до каждой прядки тумана, до одуванчика воскресить реку и лес, заимку и избу, опять выбежать за ворота к сверстникам. Главная тема «Последнего поклона» — тема взросления человека, становления личности главного героя Виктора Потылицына.

Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.

Критики уже давно заметили, что всю свою творческую жизнь В.П. Астафьев пишет одну книгу — книгу своей жизни. Почему, зачем, для кого вновь и вновь проживал писатель вместе с героем трагические счастливые годы? Образ неведомой страны счастья и справедливости, которую он искал и постигал, «замрет... остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть, через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он ее моими глазами, полюбит моей любовью...»

За живой водой любви к людям, к природе, за уроками мужества жить и исполнять на земле предназначение человека будет приходить к этой книге читатель.

Дать письменный ответ.

1) С какой целью автор вводит в повествование свои размышления о других фотографиях, ведь в рассказе речь идет о фотографии, на которую не попал герой и связанных с этим событиях, что и нашло отражение в названии произведения?

 

2) Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем?

 

3) Как дополняет рассказ об учителе история со змеей? С какой целью автор вводит эту историю?

 

4) Сколько раз герой рассматривает фотографию? Как меняется его взгляд на нее? Что он замечает и о чем размышляет?

 

Работа над произведением

Литературный диктант (Ответить коротко и письменно на ответы)

1. Какое событие является завязкой действия в рассказе?

2. В какое время и где происходят события в рассказе?

3. Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь? Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь?

4. От чьего лица ведется повествование в рассказе?

5. Как характеризует ребят их поведение?

6. За что жители деревни уважают учителей?

 

5.Образы в рассказе. Заполнить таблицу (письменно)

 Бабушка Санька Учитель Лирический герой
Как ее характеризует: а) речь; б) любовь к цвета в) украшение зимних окон г) приход учителя в дом.     а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей?    

 

Вывод. Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

Урок 2,3

Первое апреля

Тема. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

1. Прочитать стихотворение поэтов стр. 221- 226

2. Просмотреть видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=5YdOy0m75lM

3. Анализ стихотворений (письменно)

Обратите внимание! Задания выполняем по вариантам!

1 вариант: Скрипник, Дудник, Штерцер, Никифоренко, Ковалев

2 вариант: Гололобов, Векслер, Шебанов

3 вариант: Наджафов, Наливайко, Сухонос, Зинченко

4 вариант: Говязина, Ровенская, Звягинцев В., Гребенец, Залова

5 вариант: Дедюрин, Бардаков, Сыроедов, Богомолова, Таранец,

8 вариант: Бородаева, Федотова, Сычева, Воронщиков

6-7 вариант: Аббасова, Звягинцева М., Кисляк

 

Первый вариант
И.Анненский. «Снег». Краткая справка о поэте (смотри презентацию)
  • Какие описания зимнего снега противопоставлены в стихотворении?
  • Какие причины мешают поэту полюбить зиму?
  • Почему поэт начинает стихотворение словами «Полюбил бы я зиму…», а в середине стихотворения употребляет союз но?
  • Какой снег нравится поэту?
  • Как понять выражение «всесожженье весны»?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая свои зимние настроения?
  • Вопрос 2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?
Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака. И.Анненский. «Снег»   Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега… Дон Аминадо. «Города и годы»
  • Вопрос 3. Обратим внимание на о, что И.Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «…Да обуза тяжка…/От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой – любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег - / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег…» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?
Второй вариант
Д.Мережковский. «Родное». Краткая справка о поэте.
  • Какими способами поэт создает настроение печали?
  • Какую звукопись, поэтическую лексику и синтаксис использует для этого поэт?
  • Как и почему меняется настроение стихотворения?
  • Почему в родных поэту местах «тиши радость и спокойней горе»?
  • Вопрос 1. Какой же представляется поэту родина: «шорох свежего листа», «родимые печальные места», «гул однообразных сосен», «белые, сыпучие пески», «в полях затишье, полное тоски»?
Здесь – тиши радость и спокойней горе, Живешь как в милом и безгрешном сне, И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине. Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушивании этого стихотворения?
  • Вопрос 3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия.
Третий вариант
Д.Мережковский. «Не надо звуков».
  • Как вы понимаете первую строчку стихотворения?
  • Докажите, что поэт воспринимает природу как высшее творение Бога.
  • Какими способами создается образ тишины?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая величие молчаливой природы?
  • Что, по мнению поэта, «выше земных желаний, дел и слов»?
Д.Мережковский в стихотворении «Родное» передает нам грустное, щемящее чувство печали с помощью эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь? Подготовьте к чтению стихотворения вслух. Обратим внимание, что и следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков. Какое настроение передает нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает? Вопрос 4. Как вы понимаете строки.Мережковского? Не надо звуков: тише, тише, У молчаливых облаков Учись тому теперь, что выше Земных желаний, дел и слов.

 

Четвертый вариант
Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке». Краткая справка о поэте.
  • Почему не каждый человек может почувствовать радость и «очарованье русского пейзажа»?
  • Какими качествами нужно для этого обладать?
  • Докажите, что природа у Заболоцкого – это дивное существо.
  • Какие два мира противопоставлены в стихотворении?
  • К какому миру лирический герой относит себя? Почему?
  • О каком нежном огне пишет поэт? Обоснуйте свой ответ.
  • Какие диковины человек может открыть для себя в природе?
  • Вопрос 1. Объясните отдельные выражения стихотворения «Вечер на Оке»:
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна… И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу… Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь…
  • Вопрос 2. Отметьте другие слова и словосочетания в стихотворении, прославляющие летний вечер.

 

Пятый вариант
Н. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»
  • В чем поэт видит единство человека, природы и мирозданья?
  • Почему в стихотворении так много глаголов в повелительном наклонении? Какова их роль в тексте?
  • Какие разговорные, бытовые слова и выражения вводит автор в поэтическую ткань? Чего он этим добивается?
  • Опишите звуковые образы стихотворения.
  • Какими способами они созданы? Найдите в стихотворении юмористические строки.
  • Как они характеризуют лирического героя?

 

Шестой и седьмой варианты
Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча». Краткая справка о поэте.
  • Какая связь «былой России» и современной показана в стихотворении «По вечерам»? в чем проявляется эта связь?
  • Какие картины былой Руси представляются поэту важными, ключевыми?
  • Какой символический смысл вкладывает поэт в строчку «Здесь парни ладят стремена»?
  • Какие связи человека и страны отмечает поэт в стихотворении «Встреча»?
  • Докажите, что частный случай встречи друзей становится у поэта символическим обобщением образа времени.
  • Ответы на вопросы 1-2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».
  • Вопрос 1. Три стихотворения Рубцова… О былом России, о переменах, о любви поэта к Родине… Что говорит Рубцов о прошлом России? Автор пишет об истории жизни народа, страны – отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?
  • Вопрос 2. В чем выражается любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу? Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства?

 

Восьмой вариант
Н.Рубцов. «Привет. Россия».
  • Что такое Россия для лирического героя стихотворения?
  • Что ему особенно дорого на Родине?
  • Какие черты биографии Рубцова отразились в стихотворении?
  • Какой символический смысл заключен в словах «Я сильный был, но ветер был сильней»?
  • Какой колорит создает интеграция высокой лексики (певчие, хоромы, миротворно. Достославный, ликовал) и прозаизмов (овины, жнивье, изба, крапива, горница)?
  • Почему поэт дорожит своей малой родиной?
  • Найдите в стихотворении обозначения поэтического пространства и времени.
  • Какими видит их поэт?

Практическая работа (письменно, так же по вариантам выбираете свое стихотворение и заполняете таблицу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: