Стихотворение о Великой Отечественной войне (из учебника) стр. 192 – 200
Урок 1
Запись в тетради (на листочках, т.к. тетради у меня)
Тридцать первое марта
В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства
1. Прочитать произведение «Фотография, на которой меня нет» стр. 203- 220
2. Просмотрите видеофильм В.П. Астафьев. Это поможет в заполнении таблицы. https://www.youtube.com/watch?v=yTnYz3pTGLM
3. Составить план сюжета рассказа.
Материал для чтения
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» (из книги «Последний поклон»)
История создания
«Последний поклон», который В.П. Астафьев назвал самой своей «сокровенной» книгой, писался в течение долгих 20 лет, постепенно вырастая в законченное произведение. Оно печаталось отдельными главами в газетах и журналах (в том числе и детских) в разных издательствах страны, начиная с 1960 по 1978 годы.
Последовательность рассказов вначале была иной, чем в окончательном варианте. Но отрывочность непосредственных воспоминаний, не подчиняющихся последовательной хронологии, была одним из творческих принципов в первой редакции книги. События «Последнего поклона» соединяются между собой по прихоти поэтических связей, как это бывает в собственных воспоминаниях или стихах. Образы и картины прошлого складываются в человеческой памяти по каким-то необъяснимым ассоциативным законам.
|
|
Автор обозначил жанр книги привычным для прозы понятием «повесть», но скорее — это поэма в прозе. Поэма о трудном и богатом впечатлениями детстве, содержащая раздумья о родине, ее истории.
Повесть Астафьева — последний поклон святому единству жизни во всей ее неизъяснимой полноте. «Страницы детства» — так первоначально обозначил для себя писатель название книги. Он хотел записать события минувшего, вновь собрать вокруг себя всю свою родню, вернуть милую Овсянку, какой она была в 30-х годах; до каждой прядки тумана, до одуванчика воскресить реку и лес, заимку и избу, опять выбежать за ворота к сверстникам. Главная тема «Последнего поклона» — тема взросления человека, становления личности главного героя Виктора Потылицына.
Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.
Критики уже давно заметили, что всю свою творческую жизнь В.П. Астафьев пишет одну книгу — книгу своей жизни. Почему, зачем, для кого вновь и вновь проживал писатель вместе с героем трагические счастливые годы? Образ неведомой страны счастья и справедливости, которую он искал и постигал, «замрет... остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть, через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он ее моими глазами, полюбит моей любовью...»
|
|
За живой водой любви к людям, к природе, за уроками мужества жить и исполнять на земле предназначение человека будет приходить к этой книге читатель.
Дать письменный ответ.
1) С какой целью автор вводит в повествование свои размышления о других фотографиях, ведь в рассказе речь идет о фотографии, на которую не попал герой и связанных с этим событиях, что и нашло отражение в названии произведения?
2) Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем?
3) Как дополняет рассказ об учителе история со змеей? С какой целью автор вводит эту историю?
4) Сколько раз герой рассматривает фотографию? Как меняется его взгляд на нее? Что он замечает и о чем размышляет?
Работа над произведением
Литературный диктант (Ответить коротко и письменно на ответы)
1. Какое событие является завязкой действия в рассказе?
2. В какое время и где происходят события в рассказе?
3. Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь? Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь?
4. От чьего лица ведется повествование в рассказе?
5. Как характеризует ребят их поведение?
6. За что жители деревни уважают учителей?
5.Образы в рассказе. Заполнить таблицу (письменно)
Бабушка | Санька | Учитель | Лирический герой |
Как ее характеризует: а) речь; б) любовь к цвета в) украшение зимних окон г) приход учителя в дом. | а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей? |
Вывод. Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.
Урок 2,3
Первое апреля
Тема. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
1. Прочитать стихотворение поэтов стр. 221- 226
2. Просмотреть видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=5YdOy0m75lM
3. Анализ стихотворений (письменно)
Обратите внимание! Задания выполняем по вариантам!
1 вариант: Скрипник, Дудник, Штерцер, Никифоренко, Ковалев
2 вариант: Гололобов, Векслер, Шебанов
3 вариант: Наджафов, Наливайко, Сухонос, Зинченко
4 вариант: Говязина, Ровенская, Звягинцев В., Гребенец, Залова
5 вариант: Дедюрин, Бардаков, Сыроедов, Богомолова, Таранец,
8 вариант: Бородаева, Федотова, Сычева, Воронщиков
6-7 вариант: Аббасова, Звягинцева М., Кисляк
Первый вариант |
И.Анненский. «Снег».
Краткая справка о поэте (смотри презентацию)
|
Второй вариант |
Д.Мережковский. «Родное».
Краткая справка о поэте.
|
Третий вариант |
Д.Мережковский. «Не надо звуков».
|
|
|
Четвертый вариант |
Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке».
Краткая справка о поэте.
|
|
|
Пятый вариант |
Н. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»
|
Шестой и седьмой варианты |
Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча».
Краткая справка о поэте.
|
Восьмой вариант |
Н.Рубцов. «Привет. Россия».
|
Практическая работа (письменно, так же по вариантам выбираете свое стихотворение и заполняете таблицу)