Сложный путь писателя

Конспект урока литературы

 Дата 27.03.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «А.Толстой. Роман «Петр I»» (2 часа)

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: познакомиться с творчеством А.Н. Толстого, выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя

 

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1. Алексей Толстой "Пётр Первый". Видеопрезентация посвящена одному из лучших российских исторических романов- произведению А. Н. Толстого "Пётр Первый". Роман остался незаконченным: последнюю точку поставила смерть Толстого в 1945 году. https://yandex.ru/video/preview. Дата обращения 26.03.2020

2. Фильм «Пётр Первый»: Фильм 1,2 (1937, СССР, Драма, Военный, Биография) https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 26.03.2020

Презентация «Алексей Толстой. Роман «Петр 1».

Ход урока

Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно

хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю,

коренные узлы её, трагические и творческие эпохи,

в которых завязывается русский характер.

А.Н.Толстой.

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

Цель нашего урока:: познакомиться с творчеством А.Н. Толстого, выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя

 

2. Объяснение нового материала



Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Сложный путь писателя
2.Интерес к историческим произведениям
3.Роль личности в истории
4. Роль народа в истории.

5. Художественные приемы в романе.

6.Роман «Петр I.»

 




Сложный путь писателя.

А.Н. Толстой - выдающийся русский писатель, автор исторических романов, рассказов, пьес, научно-фантастических произведений, публицистических статей. Путь А. Толстого в литературу был сложен. Его детство прошло в усадьбе отчима - на хуторе в Самарских степях. "Кумиром и совестью" были Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. В первых своих стихах он подражает Некрасову. Окончил технологический институт, но больше привлекает литература. А. Толстой нашел себя в прозе. В начале века в литературе было сильно влияние декаденства, некоторое увлечение которым быстро прошло: спасало чувство юмора и естественность. Победил реализм.
А. Толстой стал известным и приобрел популярность с появлением рассказов и повестей из быта заволжских помещиков /цикл рассказов "Заволжье", произведения "Чудаки", "Хромой барин". Герои этих произведений - обедневшее дворянство, уходящее из жизни. Это была модная тема в период между первой русской революцией и мировой войной.
Во время первой мировой войны А. Толстой был военным корреспондентом газеты "Русские ведомости", для писателя это был очень важный период, "и увидел подлинную жизнь, и увидел русский народ", - писал А. Толстой.

В 1919 году писатель эмигрировал за границу. Тоска по Родине особенно сильно отразилось в книге "Детство Никиты". В эмиграции А. Толстой написал первую часть знаменитой трилогии "Хождение по мукам" - роман "Сестры". "Сестры" - итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней. Вторая часть трилогий - "Восемнадцатый год" - опубликованная в1928 году, третий роман - "Хмурое утро", - был закончен в 1941 году.
В этих романах мы наблюдаем динамику развития характеров, но эта жизнь известна писателю из чужих рассказов,из документов, но не прожита им самим. Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники.
2.Интерес к историческим произведениям
А. Толстой прекрасно знал историю России, в своих произведениях часто обращался к историческим событиям. В этом плане интересна драматическая дилогия об Иване Грозном. Но особенно привлекала писателя личность Петра, его эпоха. Первый рассказ о царе-реформаторе назывался "День Петра" /1918 год/. Затем была "Повесть смутного времени" /1922 год/. "На Петра я нацеливался давно - еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле, но Пётр все же торчал загадкой в историческом тумане".
1929 - 1945 годы работы над романом. В пафосе послеоктябрьского строительства видел писатель перекличку с Петровской эпохой. А борьба с гитлеровскими захватчиками, заставляла вспомнить военные победы Петра над шведами, взятие Нарвы и другие исторические события, связанные с деятельностью Петра.
3.Роль личности в истории
В романе дается исторически конкретное изображение действительности; точное место и время действия, 25 лет, связанных с деятельностью Петра. Отражены важные исторические события: восстание в Москве в 1б72 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице - Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга, битва под Нарвой.

А. Толстой показал роль великой личности в истории, прогрессивное значение внешней и внутренней политики Петра I в начале 18 века. При Петре велась борьба за морской берег со шведами, был построен первый русский флот, создана регулярная армия, развивались наука, образование, торговля. Писатель отмечает личностные качества царя-реформатора: его государственный ум, разносторонние способности, трудолюбие, работоспособность, любознательность, энергичность, умение разбираться в людях, оценивать их не по родовитости и богатству, а по уму и деятельности. Петр прост, не гнушается никакой работой. Вместе с тем он рассудителен и дальновиден, настойчив в достижении поставленной цели.

Требовательность его доходит до жестокости. Самое главное качество Петра - любовь к Родине, вся его деятельность направлена во славу ее.
4. Роль народа в истории.
Писатель-реалист воссоздает историю в ее правдоподобности. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Толстой показывает поборы, налоги, бесчисленные мобилизации, притеснения со стороны сильных. Перед нами представители народа: Цыган, Илюшка, Дехтярёв, Федька Умойся Грязью, Овдоким, Андрей Голиков и др. Писатель показывает выносливость, силу, стремление к вольной жизни, удаль и мужество русского народа. Народ - источник энергии, ума, таланта. "Мироед", "Антихрист" - так окрестились в народе Петра. Но народ в Петре видит и необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою.
Народ - главная сила истории, участник преобразований эпохи. Его трудом создавались величие и мощь русского государства.
5. Художественные приемы в романе.
В области языка исторического романа А. Толстой был подлинным новатором. Он создал новый тип исторического романа, сохраняющего аромат далёкой эпохи, ее краски, её колорит. Автор поставил перед собой задачу воспроизвести народную, живую речь Петровской эпохи. Он изучал частные письма, "пытошные записи" /следственные дела/, различные документы. Он вводит в повествование историзмы, архаизмы, фразеологические обороты, характерные для того времени, но пользуется ими очень осторожно, не затрудняя чтения. В языке романа отражаются те культурные сдвиги, которые были характерны для эпохи, например, использование иноязычных слов. Столкновение новой моды и старозаветного боярского быта. Создает неповторимый комический эффект.
Излюбленные приемы А. Толстого - "внешний "жест" и "точка зрения".
"Внешний жест" - поза, движение, взгляд, выражение лица. Через них передается душевное состояние героя, его настроение, его невысказанные мысли.
"Точка зрения" или "луч зрения" - показ событий не с точки зрения автора, а с точки зрения кого-либо из героев, участников события / их может быть и несколько/.
Роман "Петр Первый" дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерывается. Его будут читать и в том историческом времени, что продолжается после нас.
6.Роман «Петр I.»

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» А.М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом», «книгой – надолго».

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н. Толстого «Петр Первый» всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремясь к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере. Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др. Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, показать характер петровских преобразований. "На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане. " Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и трагедия " На дыбе " (1928). Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год. В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ". Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман А.Н.Толстого "Петр Первый". Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: