Как Иван Денисович относится к работе? Почему?

Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор - и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов (на тот шов серединой верхнего шлакоблока потом угодить). Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает из кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв - шлеп туда шлакоблок! И сейчас же, сейчас его подровнять, боком мастерка подбить, если не так: чтоб наружная стена шла по отвесу, и чтобы вдлинь кирпич плашмя лежал, и чтобы поперек тоже плашмя. И уж он схвачен, примерз.
Глазом по отвесу. Глазом плашмя. Схвачено. Следующий!
Пошла работа. Два ряда как выложим да старые огрехи подровняем, так вовсе гладко пойдет. А сейчас -зорче смотреть!
И погнал, и погнал наружный ряд к Сеньке навстречу. И Сенька там на углу с бригадиром разошелся, тоже сюда идет.

 




Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

     Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал,что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шуховсам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто -- задание.

В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь -- бушлат деревянный, подпишешь -- хоть поживешь еще малость.Подписал.

   А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и

самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели. И стрелять было нечем. И так их помалу немцы по лесам ловили и брали. И вот в группе такой одной Шухов в плену побыл пару дней, там же, в лесах,  и убежали они впятером. И еще по лесам, по болотам покрались -- чудом к своим попали. Только двоих автоматчик свой на месте уложил, третий от ран умер,   двое их и дошло.

Были б умней  сказали б, что по лесам бродили, и ничего б им. А они открылись: мол, из плена немецкого. Из плена? Мать вашу так! Фашистские агенты! И за решетку. Было б их пять, может сличили показания, поверили б, а двоим никак: сговорились, мол, гады насчет побега.

 

Составить синквейн «Лагерь»

 

Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.

 

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

 

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

 

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

 

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

 

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

 

 

УРОК 3

Варла́м Ти́хонович Шала́мов – создатель одного из наиболее известных литературных и публицистических циклов о жизни заключённых в советских исправительно-трудовых лагерях в 1930-е — 1950-е годы. Главная идея в рассказах В. Шаламова — это не просто передача атмосферы ужаса и страха, а изображение людей, которые в то время сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества. Они готовы прийти на помощь, ведь у них есть ощущение того, что ты не только винтик в огромной машине подавления, а, прежде всего, человек, в душе которого живет надежда.

Ответить на вопросы:

  1. Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
  2. Где учился В.Шаламов?
  3. Когда В.Шаламов был арестован и за что?
  4. Каков был приговор?
  5. Когда и где отбывал наказание Шаламов?
  6. Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
  7. Почему ему продлили срок в 1943 году?
  8. Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
  9. В каком году начинает работать над "Колымскими рассказами"?

Прочитать рассказ В.Т.Шаламова «Одиночный замер», ответить на вопросы.

- Почему Шаламов «зафиксировал» «один день одного зэка»?

- Каковы особенности изображённого Шаламовым времени и пространства?

- Почему в рассказе практически нет диалога, ведь перед читателем проходит более суток лагерной жизни?

- Как описан 16-часовой рабочий день героя Шаламова? Каков смысл синтаксических и лексических повторов в этом фрагменте рассказа?

- Каковы лагерные «заповеди» Шаламова?

- Почему счёт сроков в «Колымских рассказах» идёт на тысячелетия?

-Что общего и чем различаются произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В.Т.Шаламова «Одиночный замер»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: