На что толкает лагерь людей? Почему? Как Иван Денисович противостоит лагерю?

Задания по литературе гр. ЛА-2

Уважаемые студенты, задания выполняйте в тетрадях или на листочках, высылайте фото. Сдать до 01.04.2020

Прочитать статью, законспектировать

«Лагерная» тема в русской литературе XX века

УРОК 1.

Эпоха сталинского правления в истории нашей страны запомнилась не только быстрой индустриализацией, победой над фашистской Германией, но и попранием законов, массовым террором в отношении собственных граждан, выстраиванием системы исправительно-трудовых (а по сути — концентрационных) лагерей, объединённых под одной вывеской: ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Существовали «планы» на разоблачение и уничтожение «врагов народа», согласно которым карательные органы осуществляли аресты и расстрелы по всей стране. Суды фактически утратили значение для тех, кто обвинялся по знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса. Нескольким миллионам людей был вынесен приговор «десять лет без права переписки», который фактически означал либо расстрел, либо пожизненный лагерный труд. Пик репрессий пришёлся на 1937–1939 годы. После 1939 года лишь те, кому удалось добиться отправки на фронт и «смыть вину кровью» либо пережить Сталина, смогли выйти на свободу. Огромная государственная машина, использовавшая рабский труд миллионов заключённых, помогала создавать фундамент советской промышленности. В лагерях шла своя, особая жизнь, о которой по ту сторону колючей проволоки не знали. Период после смерти Сталина советский писатель И. Эренбург обозначил метким словом «оттепель». Так называлась его повесть, написанная уже после эпохи «большого террора». Из мест заключения начали возвращаться писатели, и правда лагерной жизни не давала им покоя, просилась на страницы их будущих книг. Так родилась лагерная литература.

Человек в лагере терял даже имя, взамен не получая ничего, кроме страха. Страх составлял главную эмоцию, окрашивавшую лагерную жизнь.

Писатели имели перед собой цензурные препоны, и табу на правдивое воспроизведение лагерной действительности по-прежнему оставалось. Снятие этого табу зависело не от писателей, но всё же обойти запреты они считали своим моральным долгом. Атмосфера надежды и изменений, которая окрашивала «оттепель», оставалась благоприятным фоном для реализации этих попыток. Этот конфликт между долгом и возможностями писателя и приводил к появлению нового героя — лагерника. Лагерная литература наполнена остросюжетными и эмоционально насыщенными историями. Сузившиеся до границы лагеря пространственные рамки только углубляют разверзшуюся бездну человеческого падения.

К вершинам лагерной литературы справедливо относят прозу Солженицына, Домбровского, Шаламова. К прозе примыкают и воспоминания репрессированных, в частности Е. Гинзбург, Л. Разгона и других.

     Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе — это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.

 

Представителем мемуарного направления «лагерной прозы» был А. Жигулин (написать краткую биографию). Повесть Жигулина «Черные камни» — это произведение сложное, неоднозначное. Сюжет повести «Черные камни» — документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с культом личности Сталина. Композиция в повести «Черные камни» построена как воспоминания автора о своей молодости. Поэтому, в отличие от произведений других авторов, в ней много так называемой «приблатненной романтики». Но в то же время Жигулин сумел точно передать ощущение своей эпохи. С документальной достоверностью писатель рассказывает о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие, что из себя представляет эта система.

Еще одним ярким произведением на эту тему стала повесть «Верный Руслан» Г. Владимова (написать краткую биографию). Это произведение написано от имени собаки, специально обученной, чтобы водить под конвоем заключенных, «делать выборку» из той же толпы и настигать за сотни верст рискнувших на побег сумасшедших. Собака как собака. Доброе, умное существо, любящее человека больше, чем сам человек любит своих сородичей, и предназначенное велениями судьбы, условиями рождения и воспитания лагерной цивилизации, нести обязанности охранника, и если понадобится, палача.

В повести у Руслана одна производственная забота, ради которой он живет: это, чтобы соблюдался порядок, элементарный порядок, и арестанты сохраняли бы установленный строй. Но в то же время, автор подчеркивает, что он слишком добр по природе (смел, но не агрессивен), умен, рассудителен, самолюбив, в лучшем смысле этого слова, он на все готов ради хозяина, пусть даже пойти на смерть.

 

УРОК 2

Прочитать текст

Несомненным классиком «лагерной прозы» является А. Солженицын (написать краткую биографию). Его произведения на эту тему появились на исходе оттепели, первым из которых была повесть «Один день Ивана Денисовича». Первоначально повесть даже и называлась на лагерном языке: «Щ-854.(Один день зэка)». Идея повести «Один день Ивана Денисовича» в небольшом «времени-пространстве» повести показать жизнь заключенных.

Действие повести происходит в январе 1951 года в России в особом лагере для политзаключенных. Главный герой рассказа - Иван Денисович Шухов, простой русский солдат. Ему около 40 лет.
Иван Денисович не является преступником. Он - жертва сталинских репрессий. Шухов воевал на войне 1941-1945 гг. и попал в немецкий плен. Он чудом бежал из плена. Но советские власти обвинили его в предательстве - шпионаже в пользу фашистов. За это Шухову дали 10 лет тюрьмы.
В рассказе описывается обычный тюремный день Ивана Денисовича Шухова. Мы узнаем, как он живет в холодном бараке с другими арестантами, какую одежду носит, как спит, какую еду ест в столовой, как ходит на работы (на строительство ТЭЦ), как проходит досмотры, как терпит унижения от надзирателей и т.д.
На воле у Ивана Денисовича есть семья - жена и две дочери. Но ему разрешено писать письма домой только 2 раза в год. Шухов не видел семью более 10 лет. Он отвык от семьи и от жизни на воле.
Иван Денисович Шухов - умный, добрый и трудолюбивый человек. Чтобы выжить в тюрьме, он становится более жестким и расчетливым, обманывает начальство и т.д. Но в душе он остается хорошим человеком: помогает другим заключенным и т.д.

Читатели знакомятся с Шуховым, когда тот уже 8 лет находится в лагерях. Срок Шухова истекает через 2 года. Но он почти не надеется выйти на свободу - из этого лагеря еще никого не выпускали, а снова добавляли сроки.

 





Ответить на вопросы

На что толкает лагерь людей? Почему? Как Иван Денисович противостоит лагерю?

 

Сидеть в столовой холодно, едят больше в шапках, вылавливая разварки тленной мелкой рыбёшки из-под листьев чёрной капусты и выплёвывая косточки на стол. Когда их наберётся гора на столе – перед новой бригадой кто-нибудь смахнёт, и там они дохрястывают на полу.

А прямо на пол кости плевать – считается вроде бы неаккуратно.

Шухов снял шапку с бритой головы – как ни холодно, но не мог он себя допустить есть в шапке – и, взмучивая отстоявшуюся баланду, быстро проверил, что там попало в миску. Попало так, средне. Не с начала бака наливали, но и не доболтки. Одна радость в баланде бывает, что горяча, но Шухову досталась теперь совсем холодная. Баланда не менялась ото дня ко дню, зависело – какой овощ на зиму заготовят. В летошнем году заготовили одну солёную морковку – так и прошла баланда на чистой моркошке с сентября до июня. А нонче – капуста чёрная. Самое сытное время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котёл секут.

Из рыбки мелкой попадались всё больше кости, мясо с костей сварилось, развалилось, только на голове и на хвосте держалось. На хрупкой сетке рыбкиного скелета не оставив ни чешуйки, ни мясинки, Шухов ещё мял зубами, высасывал скелет – и выплёвывал на стол. В любой рыбе ел он всё, хоть жабры, хоть хвост, и глаза ел, когда они на месте попадались, а когда вываривались и плавали в миске отдельно – большие рыбьи глаза – не ел. Над ним за то смеялись.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: