План занятия №14
1. ПМ-01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организаций. МДК.01.01 Практическое основы бухгалтерского учета актива организации.
2. Тема: Учет материалов на складе и в бухгалтерии.
3. Цель занятия: Обеспечить усвоение знаний
4. В результате проведения занятия обучающийся должен:
Знать:
Уметь:
5. Норма времени: 2 часа
6. Вид занятия: лекция. Обзорная
7. Тип занятия: комбинированный
8. План занятия:
1. Ведение карточек учета материалов.
2. Книга учета материалов.
3. Организация аналитического учета материалов в бухгалтерии и корреспонденции счетов по учету МПЗ.
4. Счет 15 «Заготовление и приготовление материальных ценностей».
5. Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
6. Порядок учета недостач и порчи материалов, обнаруженных при их приемке.
9. Оснащение:
|
|
10. Литература:
1. Ф.З. от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»
2. Положение по ведению бухгалтерского учета №34-н от 29.07.1994г. с. 43-44.
3. ПБУ 5/2001
4. Интернет-ресурсы
Преподаватель В.В. Силина
Тема: учет материалов на складе и в бухгалтерии.
Вопрос 1. Ведение карточек учета материалов
Под обозначением М-17 скрывается документ первичного учета, который называется «Карточка учета материалов». Он применяется для контроля за движением товарно-материальных ценностей, хранящихся на складе предприятий и организаций. Оформление данного документа входит в функции кладовщиков и др. работников складов, которые выписывают его как при поступлении, так и при отгрузке товаров и материалов. Он должен заполняться непосредственно в день совершения операции по движению товарно-материальных ценностей и запасов.
Основные правила оформления карточки М-17:
На сегодня нет единого, обязательного к применению образца карточки учета материалов, поэтому предприятия и организации имеют возможность на свое усмотрение разрабатывать шаблон документа и использовать его в своей деятельности (иногда так и поступают, заказывая в типографии тиражную печать бланков собственной разработки или печатая их на обычном принтере). Но чаще всего работники складов по старинке заполняют ранее общепринятую форму М-17, в которой отражаются все необходимые сведения о поставщике, потребителе и товарно-материальных ценностях.
· На каждый вид товара или материалов заполняется своя карточка учета, которая затем обязательно пронумеровывается в соответствии с нумерацией складской картотеки. К карточке прилагаются все нужные приходники, расходники и накладные.
|
|
Документ может быть написан как от руки, так и заполнен на компьютере. При этом вне зависимости от того, каким образом будут вноситься в него данные, он обязательно должен содержать «живую» подпись кладовщика, как материально-ответственного лица, который отвечает за сохранность вверенного ему имущества. Печать на документе ставить не обязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту организации.
· Неточности и помарки в карточке учета материалов допускать нельзя, но если какая-то ошибка все же произошла, лучше заполнить новый бланк, или, в крайнем случае, аккуратно зачеркнуть неверные сведения и сверху написать правильные, заверив исправление подписью ответственного сотрудника. Точно также недопустимо оформлять документ карандашом – делать это можно только шариковой ручкой.
После окончания отчетного периода (как правило, это один месяц), оформленная карточка учета материалов сначала передается в бухгалтерию предприятия, а затем, как и другие первичные документы – в архив предприятия, где должна храниться не менее пяти лет.
Инструкция по заполнению карточки учёта материалов по форме М-17
В первый раздел документа вписывается:
· номер карточки в соответствии с нумерацией складской картотеки,
· полное наименование предприятия (с указанием его организационно-правового статуса),
· код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций – код содержится в учредительных бумагах фирмы),
· дата составления документа.
Затем указывается структурное подразделение, в котором содержится товар.
Ниже идет таблица, где в первый столбец еще раз включается информация (но уже точнее) о структурном подразделении, которое является получателем и хранителем данных товарно-материальных ценностей:
· его название,
· вид деятельности (хранение),
· номер (если складов несколько),
· конкретное место хранения (стеллаж, ячейка).
Далее указываются подробности о продукции:
· марка,
· сорт,
· размер,
· профиль,
· номенклатурный номер (при наличии такой нумерации, если она не применяется, можно поставить прочерк).
Потом вносится все, что касается единиц измерения:
· код по Единой классификации единиц измерения (ЕКЕИ),
· конкретное наименование (килограммы, штуки, литры, метры и т.п.).
Далее указывается стоимость материала, норма его запаса на складе, срок годности (если такой установлен) и полное наименование поставщика.
Вторая часть карточки учета материалов включает в себя две таблицы. В первую таблицу вносится наименование товарно-материальных ценностей, а также, если в составе присутствуют драгоценные камни и металлы – их название, вид и пр. параметры, в том числе данные из паспорта изделия.
Во вторую таблицу вписываются сведения о движении товаров и материалов:
· дата поступления или отпуска со склада,
· номер документа, на основании которого производится передача продукции (по документообороту и по порядку),
· название поставщика или потребителя,
· учетная единица выпуска (наименование единицы измерения),
· приход,
· расход,
· остаток,
· подпись кладовщика с датой произведенной операции.
В последней части карточки учета материалов, сотрудник, который ее заполнил должен удостоверить все внесенные сведения своей подписью с обязательной расшифровкой. Также здесь должна быть указана должность работника предприятия и дата заполнения документа.