Теоретическая часть (чтение и конспект)

 

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе по музыке. Это не самостоятельный раздел урока, а одна из сторон процесса единой музыкально-творческой деятельности.

Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в начальной школе выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке. Это занятие приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности. Полученные навыки игры на детских музыкальных инструментах позволяют импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы.

Игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. При этом решаются следующие конкретные задачи:

- образовательные: формируются навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;

- воспитательные: пробуждается интерес к инструментальному творчеству и музицированию детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время, воспитывается чувство единения;

- развивающие: развиваются музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух).

2.Виды детских музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов есть все основные группы:

- ударные (барабан, бубен, ложки, трещотки, погремушки, маракас, треугольник, румба, ритмические палочки, кастаньеты, ксилофон, металлофон, колокольчик);

- струнные: цимбалы, цитры, арфы, гусли;

- духовые: триолы, симоны, свирели, свистульки;

- клавишные: пианино и рояль;

- клавишно-язычковые: баян, аккордеон, гармонь;

- электромузыкальные инструменты: органолы типа «Пилле», «Фаэми» и др.

С первых занятий целесообразно использовать инструменты всех типов – мелодические (звуковысотные) и немелодические (ритмические, шумовые).

3. Приёмы и способы игры на ДМИ, виды инструментального сопровождения (только для изучения)

Способ – это исходная позиция инструмента, т.е. вариант расположения его в руках исполнителя при игре стоя или сидя. Например, при игре на деревянных ложках могут быть следующие исходные положения:

1 способ – по одной ложке в каждой руке, держать «щёчкой к щёчке» за рукоятки;

2 способ – по одной ложке в каждой руке, но в левой руке ложка перевёрнута (держать за головку выпуклой стороной);

3 способ – 2 спаренные ложки в правой руке, выпуклостями обращены друг к другу, указательный палец меж их рукоятками (3-я ложка – за кушаком, 4 и 5 вставлены в колени или в голенище сапога);

4 способ – 2 пары спаренных ложек (в каждой руке по паре);

5 способ – 3 деревянных ложки (дополнением могут быть ложки за кушаком, в коленях, в голенищах сапога): 2 ложки в левой руке рукоятками наружу (меж первой и второй, 3 и 4 пальцами), выпуклостями друг к другу, пальцы вкладываются в углубление, 3-я ложка в правой руке.

Приёмы игры – это приёмы звукоизвлечения, а именно: удар (рукой, молоточком, палочкой, ложкой об ложку, плечо, колени, об пол, справа-слева около уха, по открытой-закрытой ладони, о локоть и под него, о ложки товарища), встряхивание, глиссандо (скольжение), трель (быстрое многократное чередование двух соседних звуков), тремоло (быстрое многократное чередование двух звуков на расстоянии, например, по двум сторонам треугольника), щипком (медиатором) и т.п.

Приёмов игры немного, но при использовании различных движений (наклонов, поворотов головы, туловища, движений запястья рук, ног) складывается впечатление, что их великое множество. Так со сменой способов и приёмов игры создаются игровые колена, т.е. игровые комбинации. Примером игры на деревянных ложках могут служить следующие:

- «переход» – 2-мя ложками в правой руке поочерёдно выполнять удары по ладони поднятой вверх левой руки, по левому-правому-левому колену (повторить несколько раз);

- «вертушка» – 2-мя ложками в правой руке поочерёдно выполнять удары по ладони, локтю левой руки, плечу левой-правой руки, при этом «вертеть» левой рукой на каждый удар (на «раз» – ладонь вверх, на «2» – вниз, на «3» – вверх, на «4» – вниз; повторить несколько раз).

Виды инструментального сопровождения:

- пульсация долей;

- дублирование ритмического рисунка произведения;

- исполнение остинатного ритма: 2/4

4. Методика обучения младших школьниковигре на ДМИ(только для изучения)

Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:

1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);

2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;

3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);

4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).

На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона.

Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):

1 этап – равномерная пульсация долей;

2 этап – восприятие и воспроизведение только СИЛЬНЫХ долей;

3 этап – восприятие и воспроизведение только СЛАБЫХ долей;

4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения

5 этап – восприятие и воспроизведение ОСТИНАТНОГО ритма

После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования:

- разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие;

- сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся.

Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях.

Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:

- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);

- с сопровождением и без него;

- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;

- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;

- с остановкой на трудном месте;

- с «перестановкой мотивов»;

- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»).

При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные). Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты.

Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству.

 

Существует классификация детских музыкальных ин­струментов по аналогии с классификацией инструментов симфони­ческого оркестра: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые (Н. А. Ветлугина и др.).

 

Группа струнных Цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы)
Группа духовых Флейта, губная гармошка, триола и др. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки
Группа ударно-клавишных Игрушечные рояли, пианино Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, при нажатии клавиши
Группа клавишно- язычконых Баян, аккордеон, гармоника и т. д. Звук возникает, когда нажимают клавишу
Группа ударных Не имеющие звукоряда: бубны, кастаньеты, барабаны и др. — и имеющие звуко­ряд: металлофоны, ксилофоны Звук возникает при ударе по звучащему телу инструмента. При этом звукоряд может быть диатоническим и хроматическим. Изготовлены они на основе инструментов К. Орфа

Практическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: