Летие первого выхода человека в открытое космическое пространство

Тезисы, ключевые понятия:

· Первый выход человека в открытый космос;

· Космический корабль «Восход-2»;

· Скафандр «Беркут».

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с основными этапами миссии «Восход-2».

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 18-21 (см. «Презентация»);

· Фильм «Алексей Леонов. 12 минут во Вселенной».

 

 

Текст учителя

Слайд 18:

55 лет назад, 18 марта 1965 года, Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. На фотографии вы можете увидеть кадр выхода советского космонавта.

 

Слайд 19:

«Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать... Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть до того, чтобы произвести нужную там сварку... Это не фантастика – это необходимость…» Такие пророческие слова произнес Главный конструктор Сергей Павлович Королёв в самом начале космической эры.

18 марта 1965 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восход-2». «Восход» - наименование серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите.

«Восход – 2» - двухместный космический корабль. Масса корабля – 5,6 т., масса спускаемого аппарата без шлюзовой камеры – 3,1 т. По компоновочной схеме и составу бортовых систем «Восход-2» соответствовал кораблю "Восход". Основные отличия: наличие у «Восхода-2» шлюзовой камеры, системы шлюзования, элементов систем обеспечения и контроля выхода человека в космос.

Слайд 20:

«Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!», - такие слова произнес Павел Иванович Беляев, когда Алексей Архипович Леонов вышел в космос.

Экипаж космического корабля «Восход-2» был облачен в скафандры «Беркут». Скафандр «Беркут» (вес – 20 кг) существенно отличался от скафандра СК, в котором космонавты летали на кораблях «Восток». Для повышения надежности ввели дополнительную резервную герметичную оболочку. Верхний комбинезон сшили из многослойной металлизированной ткани – экранно-вакуумной теплоизоляции. По сути, он представлял собой своеобразный термос, состоящий из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием.

Система жизнеобеспечения размещалась в наспинном ранце массой 23 кг и включала, кроме системы вентиляции, еще два двухлитровых баллона с кислородом, рассчитанные на 45 минут работы. Страховка космонавта в открытом космосе обеспечивалась специальным фалом длиной 5,3 метра.

Слайд 21:

Алексей Архипович Леонов пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5 метров, проведя в открытом космосе 12 минут 09 секунд (вместе с выходом и входом в шлюзовую камеру – 24 минуты).

Этап №4

Летие миссии «Лунохода-1» - первого в мире дистанционно управляемого самоходного аппарата

Тезисы, ключевые понятия:

· История «Лунохода-1»;

· Конструкция и устройство «Лунохода-1»;

· Результаты миссии.

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с историей миссии «Луноход-1», ее результатами, а также конструкцией автоматической станции.

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 22-25 (см. «Презентация»);

· Фильм «Луноход – назад в будущее».

 

Текст учителя

Слайд 22:

10 ноября 1970 года ракета-носитель «Протон-К» вывела на траекторию полета к Луне автоматическую станцию «Луна-17» с первым в мире дистанционно управляемым самоходным аппаратом на борту. На фотографии вы видите, как происходила установка «Лунохода-1» на автоматическую межпланетную станцию «Луна-17».

Слайд 23:

Создание и запуск лунного самоходного аппарата стало важным этапом в изучении Луны. Идея создания лунохода родилась в 1965 г. в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева). В рамках советской лунной экспедиции луноходу отводилось немаловажное место. Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны.

 

Слайд 24:

«Луноход-1» массой 756 кг состоял из двух основных частей: герметичного приборного отсека с научной аппаратурой и самоходного шасси из восьми колес с моторами, каждое из которых ведущее. Для обогрева в жестких лунных условиях, где ночью мороз достигает –170° С, использовался изотопный источник тепловой энергии, расположенный на задней части приборного отсека.

Успешное прилунение аппарата состоялось 17 ноября в Море дождей.

Слайд 25:

Успешная работа лунохода продолжалась 318 суток, или 11 лунных дней, и была завершена 4 октября 1971 г. За это время «Луноход-1» прошел 10 540 м, что позволило детально обследовать лунную поверхность площадью 80 тыс. кв. м. Максимальная скорость движения аппарата составляла два километра в час. С помощью научного оборудования в 537 точках по трассе движения исследованы свойства поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведен анализ его химического состава и его элементный состав. Телевизионные системы «Лунохода-1» передали на Землю 211 панорам и 25 тысяч снимков лунной поверхности.

Этап №5

Лет миссии «Союз Т-13». Спасение орбитальной станции «Салют-7»

Тезисы, ключевые понятия:

· Орбитальная станция «Салют-7»;

· Особенности миссии «Союз Т-13»;

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с историей миссии космического корабля «Союз Т-13».

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 26-29 (см. «Презентация»);

· Фильм «Правда о «Салюте-7».

 

Текст учителя

Слайд 26:

11 февраля 1985 года Центр управления полетами перестал получать сигналы от орбитальной станции «Салют-7». Для спасения станции, которая в любой момент могла упасть на Землю, решено было отправить к ней космический корабль «Союз Т-13». Экипажем корабля стали В.А. Джанибеков и В.П. Савиных. Корабль был запущен 6 июня 1985 года.

Слайд 27:

Запуску предшествовала большая подготовительная работа. Она включала в себя разработку схемы выведения корабля к неуправляемой и неориентированной станции, разработку новой схемы сближения, тренировки специалистов ЦУПа. Для проведения маневров по сближению со станцией, помимо нового программного обеспечения, был подготовлен комплекс приборов, в который вошли оптический прибор наведения, лазерный дальномер и прибор ночного видения.

 

На корабль были загружены дополнительные патроны очистки атмосферы и канистры с водой, а также другое оборудование для увеличения длительности полета без использования ресурсов станции. Чтобы все это разместить на «Союзе Т-13», сняли третье кресло, а также ненужную для стыковки с неуправляемой станцией систему автоматического сближения «Игла». Были разработаны и схемы действия экипажа после стыковки корабля к станции. «Союз Т-13» шел к станции в течение двух суток.

Слайд 28:

Было проведено несколько коррекций орбиты, в результате которых утром 8 июня корабль «Союз Т-13» приблизился к станции на расстояние около 10 км.

Владимир Джанибеков стал ориентировать боковую ось корабля на станцию, наблюдая за ней через иллюминатор спускаемого аппарата, а Виктор Савиных по его командам вводил информацию в БЦВК. Автоматика выполнила последний маневр коррекции, и с расстояния 3 км экипаж перешел на ручное управление.

На расстоянии около 200 м космонавты выполнили зависание корабля, оценили условия освещения, при которых им предстояло подойти к «Салюту», посоветовались с ЦУПом и, получив его разрешение, приступили к причаливанию. Джанибеков пересел в центральное кресло и, наблюдая за станцией через визир космонавта, подвел корабль поближе. Затем облетел станцию, вывел корабль к ПхО и успешно выполнил стыковку с «Салютом-7».

Слайд 29:

После стыковки космонавты проверили герметичность стыковочного узла, выполнили анализ газового состава атмосферы станции. Убедившись, что в ней отсутствуют вредные примеси и токсичные вещества, Джанибеков и Савиных перешли в рабочий отсек «Салюта-7». Температура воздуха в ПхО была слегка «плюсовая», а в рабочем отсеке оказалась даже ниже 0°С. Тогда-то в эфире и прозвучали слова Владимира Джанибекова: «Колотун, братцы!».

Вместе со специалистами на Земле экипаж шаг за шагом отрабатывал каждое решение по восстановлению нормальной работы станции. И это стало давать конкретные результаты! Космонавты установили причину отсутствия электропитания, выявили две неисправные аккумуляторные батареи. 10 июня они подключили напрямую к солнечным батареям шесть исправных аккумуляторов. После заряда буферных батарей Джанибеков и Савиных восстановили нормальную электрическую схему – и начали работать системы энергопитания, ориентации солнечных батарей, терморегулирования и телеметрическая система. Был включен в работу регенератор для очистки атмосферы, появились свет и тепло. 13 июня космонавты заменили злополучный первый передатчик командной радиолинии, отказавший 11 февраля. Но лишь 16 июня, когда начал таять лед в системе водоснабжения «Родник», можно было сказать: станция спасена!

Этап №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: