VII. Домашнее задание к занятию 1

ТЕМА: Природные чрезвычайные ситуации, механизмы их возникновения, экологические и иные последствия и меры безопасности

I. Задачи работы

1. Изучить классификацию природных чрезвычайных ситуаций.

2. Выявить механизмы возникновения ЧС природного происхождения.

3. Установить наиболее характерные для Челябинской области ЧС природного характера.

4. Ознакомиться с основными экологическими, экономическими

и иными последствиями ЧС природного характера.

5. Познакомиться с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.

 

II. Материалы и оборудование

1. Таблицы.

2. Видеофильм «Природные явления».

III. Рекомендуемая литература

1. Владимиров В. и др. Защита населения как составная часть национальной безопасности страны // 0сновы безопасности жизнедеятельности. – № З. – 1999. – С. 45-52.

2. Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения». Приложение 1 настоящего практикума. – С. 132-150.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций. //Основы безопасности

4. Петров Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск, 1997. – С. 4-40.

5. Резанов И.А. Великие катастрофы в истории Земли. – М.: Наука, 1980. – 173 с.

6. Русак 0. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – СПб., 2001. – С. 106-145.

 

IV. Теоретическая часть

Ответьте на вопросы:

1. Что такое ЧС природного характера?

2. Как классифицируются ЧС природного характера?

3. Каковы механизмы возникновения различных природных ЧС?

4. Каковы последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства?

5. Назовите типичные природные ЧС на территории Российской Федерации и Челябинской области.

6. Что Вам известно о защите населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Чрезвычайная ситуация – это неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

К природным ЧС относятся те, которые связаны с проявлением стихийных сил природы, их часто называют стихийные бедствия.

Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление или процесс, при котором не исключены человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжкие последствия.

ЧС природного происхождения подразделяются на типы и виды:

1. Геофизические опасные явления: землетрясения и извержения вулканов.

2. Геологические опасные явления: оползни, сели, обвалы и осыпи, лавины, просадки земной поверхности, пылевые бури и др.

3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи и торнадо, шквалы, вихри, град, ливень, сильный снегопад, гололед, мороз, метель, жара, засуха и др.

4. Морские гидрологические опасные явления: тайфуны, цунами, штормы и др.

5. Гидрологические опасные явления: наводнения, половодья, паводки и др.

6. Гидрогеологические опасные явления: стояния грунтовых вод.

7. Природные пожары: лесные, торфяные, подземные и др.

8. Инфекционные заболевания людей, растений и животных.

Говоря о природных опасностях и чрезвычайных ситуациях, не следует забывать о роли антропогенного влияния на их проявления. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природе в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, например, вырубка леса приводит к образованию селей, оползней и нарушению гидрологического режима водоемов.

Защита от природных опасностей и чрезвычайных ситуаций может быть активной или пассивной. Например, вмешательство в механизм явления – разрушение грозового облака и тем самым предотвращение выпадения града – активная защита, а эвакуация людей,использование укрытий – пассивная. Однако лучший эффект даёт разумное сочетание активного и пассивного метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: РЕШЕНИЕ

СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Задача I

Внезапно началась гроза, сопровождающаяся сильными ударами молнии. Что вы предпримете в данном случае:

1) спрячетесь под ближайшим большим деревом;

2) укроетесь под навесом скалы;

3) будете продолжать движение по открытой местности, не обращая внимания на грозу;

4) найдете не выделяющееся на местности укрытие и спрячетесь в нем, пережидая грозу.

Задача 2

Во время похода в горах вы попали в снежный обвал. Ваши действия:

1) попытаетесь скользить на спине вместе с двигающимся снегом;

2) постараетесь зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;

3) постараетесь «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.

Задача 3

Какую погоду следует ожидать (А – переменную или Б – устойчивую погоду) при наличии следующих признаков:

1) на горизонте видны перисто-кучевые облака в виде мелкой ряби;

2) облака вытянутой формы, похожие на огромные зерна чечевицы;

3) вечером или утром образуются облака в виде зубцов или башенок;

4) летом ощущается жара – парит;

5) давление воздуха сначала мало изменяется, а затем внезапно начинает понижаться.

Задача 4

По каким признакам можно определить, что скоро следует ожидать облачную погоду с обложным дождем или снегопадом и ветром:

1) на горизонте появляются тонкие перистые облака, вытянутые в форме нитей с загнутыми краями;

2) вечером или утром заря приобретает красную или багровую окраску, солнце садится в тучу;

3) ветер резко меняет направление и к вечеру усиливается; давление воздуха падает;

4) роса или иней не появляются;

5) вечером теплее, чем днем;

6) давление воздуха возрастает;

7) появляются роса или иней на траве и других предметах.

Задача 5

Вы с друзьями совершаете прогулку по лесу. После прогулки выйдя на дорогу, ведущую домой, вы:

1) будете стремиться быстрее попасть домой;

2) проверите друг друга, нет ли присосавшихся к телу клешей;

3) будете гулять, не обращая ни на что внимания.

Задача 6

После прогулки по лесу вы обнаружили, что к телу вашего друга присосался клещ. Ваши действия:

1) срочно отправитесь с другом в поликлинику или больницу;

2) попробуете самостоятельно удалить впившегося клеща;

3) помажете клеща маслом и будете ждать, когда он отвалится;

4) не будете предпринимать никаких действий.

Задача 7

При поездке на автомобиле вы попали в снежную бурю. Ваши действия:

1) развернете автомобиль против ветра, укроете двигатель, повесите на антенну кусок яркой ткани, плотно закроете двери и, периодически прогревая двигатель, будете ждать окончания бури или помощи спасателей;

2) остановите машину и, не выключая двигатель, будете ждать окончания бури;

3) оставите на дороге машину и пешком отправитесь в ближайший населенный пункт;

4) развернете автомобиль по ветру, остановитесь, будете периодически очищать его от снега и подавать звуковые и световые сигналы, по мере необходимости будете прогревать двигатель;

5) съедете на проселочную дорогу, на антенну повесите кусок яркой ткани, будете периодически подавать звуковой и световой сигналы и, не выключая двигатель, будете ждать окончания снежной бури.

Задача 8

Находясь на первом этаже здания, вы почувствовали первые толчки землетрясения. Вы должны:

1) спрятаться под стол, кровать или в плательный шкаф, закрыв лицо руками;

2) выпрыгнуть в окна или лоджии на землю и отбежать от здания;

3) собрать вещи и документы, а затем выбежать на улицу;

4) взять детей или беспомощного человека и срочно выбежать на улицу.

Задача 9

Первые толчки землетрясения застали вас на втором или более высоком этаже здания. Ваши действия:

1) на веревке или по связанным вместе простыням попытаетесь спуститься вниз;

2) попытаетесь спуститься вниз по пожарной лестнице, если она расположена рядом с окном;

3) выбежите на лестничную клетку и на лифте опуститесь вниз;

4) встанете в дверном или балконном проеме, распахнув двери и прижав к себе ребенка;

5) выйдете на балкон или лоджию и будете ждать окончания толчков.

Задача 10

Наводнение застало вас в лесистой местности. Что Вы сделаете для своего спасения:

1) взберетесь на любое дерево или будете держаться за ствол дерева;

2) из сучьев, веток и другого подручного материала свяжете плот, способный удержать человека на воде, и, сбросив обувь и тесную одежду, попытаетесь вплавь достичь сухого места;

3) вплавь попробуете добраться до высокого сухого места;

4) останетесь на месте и будете ждать помощи.

Задача 11

Наводнение застало вас на открытой местности. Ваши действия:

1) сняв обувь и тесную одежду, поплывете по течению;

2) попытаетесь убежать от надвигающейся воды под углом 45º к потоку;

3) быстро заберетесь на стог сена или скирду соломы, если они есть на поле;

4) срочно начнете выходить на возвышенное место;

5) останетесь на месте и будете ждать помощи.

Задача 12

Вы решили самостоятельно выбраться из района наводнения потому, что:

1) нет продуктов питания и не приходится рассчитывать на помощь спасателей в ближайшее время;

2) кому-то из пострадавших срочно требуется медицинская помощь, а подъем воды продолжается, имеются простейшие плавсредства, а на помощь спасателей рассчитывать не приходится;

3) нет запасов продуктов на длительное время, подъем воды продолжается, а на помощь спасателей надеяться не приходится; имеются плавсредства, нет запасов продуктов, погода резко ухудшается и поэтому на помощь спасателей рассчитывать не приходится;

4) продолжается подъем воды.

Задача 13

Участвуя в спасательных работах при наводнении, вы замечаете в воде несколько человек. Кого из них вы будете брать на борт лодки в первую очередь:

1) тех, кто нуждается в экстренной помощи, а остальным подадите спасательные средства;

2) детей и престарелых, остальным оставите спасательные средства:

3) тех, кто нуждается в немедленной помощи, детей и престарелых, остальным оставите спасательные средства;

4) детей, женщин, престарелых, тех, кому нужна немедленная помощь, остальным оставите спасательные средства;

5) детей и нуждающихся в немедленной помощи, а остальным подадите спасательные средства.

Задача 14

Какими должны быть действия населения при угрозе землетрясения:

1) принять меры противопожарной безопасности;

2) срочно выйти из помещения на улицу;

3) перейти на место, удаленное от зданий и сооружений;

4) остаться дома и ждать сообщения штаба ГО и ЧС;

5) находясь в помещении, встать в дверном (балконном) проеме.

Задача 15

Каковыми должны быть действия населения при угрозе наводнения:

1) принять меры противопожарной безопасности?

2) подняться на более высокий этаж или крышу здания;

3) явиться на сборный эвакопункт;

4) спуститься в хорошо оборудованный подвал.

Задача 16

Каковыми должны быть действия населения при угрозе урагана или смерча:

1) принять меры противопожарной безопасности;

2) закрыть чердачные и вентиляционные люки и отверстия;

3) закрыть окна и форточки, стекла укрепить полосками бумаги или скотчем;

4) закрепить все, что может быть унесено ураганом;

5) укрыться в прочном надежном укрытии (подвал, внутреннее помещение – ванна, санузел и т.д.);

6) уехать в другой населенный пункт.

Задача 17

Вы находитесь на открытой местности (поле), и приближается ураган или смерч. Ваши действия:

1) остановитесь на месте и будете ждать, когда ураган или смерч пройдут;

2) побежите по ветру, стараясь достичь укрытия;

3) укроетесь в канаве, яме или овраге;

4) ляжете на дно углубления, плотно прижметесь к земле, закрыв голову рукам.

Задача 18

Вы находитесь в здании. Вдруг раздался сильный треск, стены и потолки начали трескаться, и возникло ощущение, что здание поехало. Начался оползень. Ваши действия:

1) принять меры противопожарной безопасности;

2) предупредить окружающих о наступлении опасности оползня и обвала;

3) срочно покинуть здание и отойти на безопасное место.

Задача 19

Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия по выходу из этой зоны:

1) нужно идти по ветру, защищая органы дыхания смоченной в воде повязкой;

2) нужно идти в наветренную сторону перпендикулярно кромке пожара, используя открытые пространства: поляны, русла рек и ручьев или участки лиственного леса;

3) нужно идти вдоль русла рек или ручья перпендикулярно ветру или под углом в 45º к нему;

4) нужно идти, преодолевая кромку пожара против ветра, хорошо укрыв голову одеждой или плотной тканью.

Задача 20

Горит торфяное болото. Ваши действия:

1) попытаетесь затушить пожар, захлестывая огонь лиственным веником или засыпая грунтом переднюю кромку пожара;

2) обойдете пожар стороной, соблюдая осторожность и укрыв голову одеждой;

3) обойдете пожар стороной, двигаясь против ветра и внимательно осматривая и ощупывая пред собой дорогу шестом или палкой;

4) будете двигаться по ветру таким образом, чтобы дым не затруднял ориентировку.

 

Задача 21

В степи вы попали в зону пожара. Ваши действия:

1) быстро станете уходить в противоположную сторону от вала огня, защитив лицо от дыма;

2) хорошо закрыв голову и лицо одеждой или плотной тканью, быстро преодолеете кромку огня против ветра;

3) начнете тушить пожар подручными средствами.

Задача 22

Загорелось хлебное поле. Вы:

1) вызовете пожарную команду и до ее приезда попытаетесь сами потушить пожар;

2) попробуете палкой, ногами, одеждой сбить на землю колосья, образуя полосу шириной около I м;

3) будете сбивать огонь подручными средствами, не давая ему разгореться, не допуская его распространения;

4) немедленно сообщите о пожаре в ближайший населенный пункт.

Задача 23

Лесной пожар подходит к населенному пункту. Вы:

1) будете ждать сообщений по средствам массовой информации из штаба ГО и ЧС и действовать в соответствии с этими сообщениями;

2) будете уходить по дорогам, уводящим от огня, в безопасное место;

3) соберете документы, вещи и продукты на 3 – 5 дней и будете выходить из зоны пожара в безопасное место.

Задача 24

Вы приехали отдохнуть на берег моря. Какую информацию Вы должны получить у гида или владельца гостиницы для соблюдения мер личной безопасности:

1) узнать, где ближайший бар;

2) проверить наличие оповещающей системы и расположение противоштормового укрытия;

3) уточнить время морского прилива и отлива;

4) проверить работу холодильника;

VI. Выводы по работе

VII. Домашнее задание к занятию 1

1. Изучите классификацию природных чрезвычайных ситуаций.

2. Разберите механизмы возникновения ЧС природного происхождения.

3. Найдите информацию о наиболее характерных для Челябинской области ЧС природного характера.

4. Познакомиться с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера.

5. Ознакомьтесь с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: