ТЕМА: Природные чрезвычайные ситуации, механизмы их возникновения, экологические и иные последствия и меры безопасности
I. Задачи работы
1. Изучить классификацию природных чрезвычайных ситуаций.
2. Выявить механизмы возникновения ЧС природного происхождения.
3. Установить наиболее характерные для Челябинской области ЧС природного характера.
4. Ознакомиться с основными экологическими, экономическими
и иными последствиями ЧС природного характера.
5. Познакомиться с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.
II. Материалы и оборудование
1. Таблицы.
2. Видеофильм «Природные явления».
III. Рекомендуемая литература
1. Владимиров В. и др. Защита населения как составная часть национальной безопасности страны // 0сновы безопасности жизнедеятельности. – № З. – 1999. – С. 45-52.
2. Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения». Приложение 1 настоящего практикума. – С. 132-150.
|
|
3. Классификация чрезвычайных ситуаций. //Основы безопасности
4. Петров Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск, 1997. – С. 4-40.
5. Резанов И.А. Великие катастрофы в истории Земли. – М.: Наука, 1980. – 173 с.
6. Русак 0. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – СПб., 2001. – С. 106-145.
IV. Теоретическая часть
Ответьте на вопросы:
1. Что такое ЧС природного характера?
2. Как классифицируются ЧС природного характера?
3. Каковы механизмы возникновения различных природных ЧС?
4. Каковы последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства?
5. Назовите типичные природные ЧС на территории Российской Федерации и Челябинской области.
6. Что Вам известно о защите населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС?
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Чрезвычайная ситуация – это неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
К природным ЧС относятся те, которые связаны с проявлением стихийных сил природы, их часто называют стихийные бедствия.
Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление или процесс, при котором не исключены человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжкие последствия.
ЧС природного происхождения подразделяются на типы и виды:
|
|
1. Геофизические опасные явления: землетрясения и извержения вулканов.
2. Геологические опасные явления: оползни, сели, обвалы и осыпи, лавины, просадки земной поверхности, пылевые бури и др.
3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи и торнадо, шквалы, вихри, град, ливень, сильный снегопад, гололед, мороз, метель, жара, засуха и др.
4. Морские гидрологические опасные явления: тайфуны, цунами, штормы и др.
5. Гидрологические опасные явления: наводнения, половодья, паводки и др.
6. Гидрогеологические опасные явления: стояния грунтовых вод.
7. Природные пожары: лесные, торфяные, подземные и др.
8. Инфекционные заболевания людей, растений и животных.
Говоря о природных опасностях и чрезвычайных ситуациях, не следует забывать о роли антропогенного влияния на их проявления. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природе в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, например, вырубка леса приводит к образованию селей, оползней и нарушению гидрологического режима водоемов.
Защита от природных опасностей и чрезвычайных ситуаций может быть активной или пассивной. Например, вмешательство в механизм явления – разрушение грозового облака и тем самым предотвращение выпадения града – активная защита, а эвакуация людей,использование укрытий – пассивная. Однако лучший эффект даёт разумное сочетание активного и пассивного метода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: РЕШЕНИЕ
СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Задача I
Внезапно началась гроза, сопровождающаяся сильными ударами молнии. Что вы предпримете в данном случае:
1) спрячетесь под ближайшим большим деревом;
2) укроетесь под навесом скалы;
3) будете продолжать движение по открытой местности, не обращая внимания на грозу;
4) найдете не выделяющееся на местности укрытие и спрячетесь в нем, пережидая грозу.
Задача 2
Во время похода в горах вы попали в снежный обвал. Ваши действия:
1) попытаетесь скользить на спине вместе с двигающимся снегом;
2) постараетесь зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;
3) постараетесь «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.
Задача 3
Какую погоду следует ожидать (А – переменную или Б – устойчивую погоду) при наличии следующих признаков:
1) на горизонте видны перисто-кучевые облака в виде мелкой ряби;
2) облака вытянутой формы, похожие на огромные зерна чечевицы;
3) вечером или утром образуются облака в виде зубцов или башенок;
4) летом ощущается жара – парит;
5) давление воздуха сначала мало изменяется, а затем внезапно начинает понижаться.
Задача 4
По каким признакам можно определить, что скоро следует ожидать облачную погоду с обложным дождем или снегопадом и ветром:
1) на горизонте появляются тонкие перистые облака, вытянутые в форме нитей с загнутыми краями;
2) вечером или утром заря приобретает красную или багровую окраску, солнце садится в тучу;
3) ветер резко меняет направление и к вечеру усиливается; давление воздуха падает;
4) роса или иней не появляются;
5) вечером теплее, чем днем;
6) давление воздуха возрастает;
7) появляются роса или иней на траве и других предметах.
Задача 5
Вы с друзьями совершаете прогулку по лесу. После прогулки выйдя на дорогу, ведущую домой, вы:
1) будете стремиться быстрее попасть домой;
2) проверите друг друга, нет ли присосавшихся к телу клешей;
3) будете гулять, не обращая ни на что внимания.
Задача 6
После прогулки по лесу вы обнаружили, что к телу вашего друга присосался клещ. Ваши действия:
1) срочно отправитесь с другом в поликлинику или больницу;
|
|
2) попробуете самостоятельно удалить впившегося клеща;
3) помажете клеща маслом и будете ждать, когда он отвалится;
4) не будете предпринимать никаких действий.
Задача 7
При поездке на автомобиле вы попали в снежную бурю. Ваши действия:
1) развернете автомобиль против ветра, укроете двигатель, повесите на антенну кусок яркой ткани, плотно закроете двери и, периодически прогревая двигатель, будете ждать окончания бури или помощи спасателей;
2) остановите машину и, не выключая двигатель, будете ждать окончания бури;
3) оставите на дороге машину и пешком отправитесь в ближайший населенный пункт;
4) развернете автомобиль по ветру, остановитесь, будете периодически очищать его от снега и подавать звуковые и световые сигналы, по мере необходимости будете прогревать двигатель;
5) съедете на проселочную дорогу, на антенну повесите кусок яркой ткани, будете периодически подавать звуковой и световой сигналы и, не выключая двигатель, будете ждать окончания снежной бури.
Задача 8
Находясь на первом этаже здания, вы почувствовали первые толчки землетрясения. Вы должны:
1) спрятаться под стол, кровать или в плательный шкаф, закрыв лицо руками;
2) выпрыгнуть в окна или лоджии на землю и отбежать от здания;
3) собрать вещи и документы, а затем выбежать на улицу;
4) взять детей или беспомощного человека и срочно выбежать на улицу.
Задача 9
Первые толчки землетрясения застали вас на втором или более высоком этаже здания. Ваши действия:
1) на веревке или по связанным вместе простыням попытаетесь спуститься вниз;
2) попытаетесь спуститься вниз по пожарной лестнице, если она расположена рядом с окном;
3) выбежите на лестничную клетку и на лифте опуститесь вниз;
4) встанете в дверном или балконном проеме, распахнув двери и прижав к себе ребенка;
5) выйдете на балкон или лоджию и будете ждать окончания толчков.
Задача 10
Наводнение застало вас в лесистой местности. Что Вы сделаете для своего спасения:
1) взберетесь на любое дерево или будете держаться за ствол дерева;
|
|
2) из сучьев, веток и другого подручного материала свяжете плот, способный удержать человека на воде, и, сбросив обувь и тесную одежду, попытаетесь вплавь достичь сухого места;
3) вплавь попробуете добраться до высокого сухого места;
4) останетесь на месте и будете ждать помощи.
Задача 11
Наводнение застало вас на открытой местности. Ваши действия:
1) сняв обувь и тесную одежду, поплывете по течению;
2) попытаетесь убежать от надвигающейся воды под углом 45º к потоку;
3) быстро заберетесь на стог сена или скирду соломы, если они есть на поле;
4) срочно начнете выходить на возвышенное место;
5) останетесь на месте и будете ждать помощи.
Задача 12
Вы решили самостоятельно выбраться из района наводнения потому, что:
1) нет продуктов питания и не приходится рассчитывать на помощь спасателей в ближайшее время;
2) кому-то из пострадавших срочно требуется медицинская помощь, а подъем воды продолжается, имеются простейшие плавсредства, а на помощь спасателей рассчитывать не приходится;
3) нет запасов продуктов на длительное время, подъем воды продолжается, а на помощь спасателей надеяться не приходится; имеются плавсредства, нет запасов продуктов, погода резко ухудшается и поэтому на помощь спасателей рассчитывать не приходится;
4) продолжается подъем воды.
Задача 13
Участвуя в спасательных работах при наводнении, вы замечаете в воде несколько человек. Кого из них вы будете брать на борт лодки в первую очередь:
1) тех, кто нуждается в экстренной помощи, а остальным подадите спасательные средства;
2) детей и престарелых, остальным оставите спасательные средства:
3) тех, кто нуждается в немедленной помощи, детей и престарелых, остальным оставите спасательные средства;
4) детей, женщин, престарелых, тех, кому нужна немедленная помощь, остальным оставите спасательные средства;
5) детей и нуждающихся в немедленной помощи, а остальным подадите спасательные средства.
Задача 14
Какими должны быть действия населения при угрозе землетрясения:
1) принять меры противопожарной безопасности;
2) срочно выйти из помещения на улицу;
3) перейти на место, удаленное от зданий и сооружений;
4) остаться дома и ждать сообщения штаба ГО и ЧС;
5) находясь в помещении, встать в дверном (балконном) проеме.
Задача 15
Каковыми должны быть действия населения при угрозе наводнения:
1) принять меры противопожарной безопасности?
2) подняться на более высокий этаж или крышу здания;
3) явиться на сборный эвакопункт;
4) спуститься в хорошо оборудованный подвал.
Задача 16
Каковыми должны быть действия населения при угрозе урагана или смерча:
1) принять меры противопожарной безопасности;
2) закрыть чердачные и вентиляционные люки и отверстия;
3) закрыть окна и форточки, стекла укрепить полосками бумаги или скотчем;
4) закрепить все, что может быть унесено ураганом;
5) укрыться в прочном надежном укрытии (подвал, внутреннее помещение – ванна, санузел и т.д.);
6) уехать в другой населенный пункт.
Задача 17
Вы находитесь на открытой местности (поле), и приближается ураган или смерч. Ваши действия:
1) остановитесь на месте и будете ждать, когда ураган или смерч пройдут;
2) побежите по ветру, стараясь достичь укрытия;
3) укроетесь в канаве, яме или овраге;
4) ляжете на дно углубления, плотно прижметесь к земле, закрыв голову рукам.
Задача 18
Вы находитесь в здании. Вдруг раздался сильный треск, стены и потолки начали трескаться, и возникло ощущение, что здание поехало. Начался оползень. Ваши действия:
1) принять меры противопожарной безопасности;
2) предупредить окружающих о наступлении опасности оползня и обвала;
3) срочно покинуть здание и отойти на безопасное место.
Задача 19
Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия по выходу из этой зоны:
1) нужно идти по ветру, защищая органы дыхания смоченной в воде повязкой;
2) нужно идти в наветренную сторону перпендикулярно кромке пожара, используя открытые пространства: поляны, русла рек и ручьев или участки лиственного леса;
3) нужно идти вдоль русла рек или ручья перпендикулярно ветру или под углом в 45º к нему;
4) нужно идти, преодолевая кромку пожара против ветра, хорошо укрыв голову одеждой или плотной тканью.
Задача 20
Горит торфяное болото. Ваши действия:
1) попытаетесь затушить пожар, захлестывая огонь лиственным веником или засыпая грунтом переднюю кромку пожара;
2) обойдете пожар стороной, соблюдая осторожность и укрыв голову одеждой;
3) обойдете пожар стороной, двигаясь против ветра и внимательно осматривая и ощупывая пред собой дорогу шестом или палкой;
4) будете двигаться по ветру таким образом, чтобы дым не затруднял ориентировку.
Задача 21
В степи вы попали в зону пожара. Ваши действия:
1) быстро станете уходить в противоположную сторону от вала огня, защитив лицо от дыма;
2) хорошо закрыв голову и лицо одеждой или плотной тканью, быстро преодолеете кромку огня против ветра;
3) начнете тушить пожар подручными средствами.
Задача 22
Загорелось хлебное поле. Вы:
1) вызовете пожарную команду и до ее приезда попытаетесь сами потушить пожар;
2) попробуете палкой, ногами, одеждой сбить на землю колосья, образуя полосу шириной около I м;
3) будете сбивать огонь подручными средствами, не давая ему разгореться, не допуская его распространения;
4) немедленно сообщите о пожаре в ближайший населенный пункт.
Задача 23
Лесной пожар подходит к населенному пункту. Вы:
1) будете ждать сообщений по средствам массовой информации из штаба ГО и ЧС и действовать в соответствии с этими сообщениями;
2) будете уходить по дорогам, уводящим от огня, в безопасное место;
3) соберете документы, вещи и продукты на 3 – 5 дней и будете выходить из зоны пожара в безопасное место.
Задача 24
Вы приехали отдохнуть на берег моря. Какую информацию Вы должны получить у гида или владельца гостиницы для соблюдения мер личной безопасности:
1) узнать, где ближайший бар;
2) проверить наличие оповещающей системы и расположение противоштормового укрытия;
3) уточнить время морского прилива и отлива;
4) проверить работу холодильника;
VI. Выводы по работе
VII. Домашнее задание к занятию 1
1. Изучите классификацию природных чрезвычайных ситуаций.
2. Разберите механизмы возникновения ЧС природного происхождения.
3. Найдите информацию о наиболее характерных для Челябинской области ЧС природного характера.
4. Познакомиться с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера.
5. Ознакомьтесь с методами и способами (активными и пассивными) обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера.