Задание 3. Образуйте сравнительную или превосходную степень (используйте нужно падежное окончание в составных формах)

Практическое занятие № 5 по культуре речи

Нормы употребления прилагательных и местоимений

1) Нормы употребления прилагательных связаны с образованием полной и краткой формы и степеней сравнения.

- при выборе полной и краткой формы прилагательного следует учитывать имеющиеся между ними различия

Полная форма Краткая форма

- по значению:

· постоянный признак, вневременное качество: Игрушка смешная, его движения спокойные, малина сладкая…

· абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой: Потолок низкий, ноша тяжелая, коридор узкий, пальто короткое

· смягченное выражение

- по стилю: - присуща разг. речи

- по употреблению:

 с местоимением такой

- по значению:

· временный признак, недлительное состояние: Маша больна, его лицо спокойно, каша горяча, его рука холодна…

· относительный признак, применительно к определенной ситуации: Потолок низок для высокого человека, ноша тяжела для ребенка, коридор узок для ковра, пальто коротко для меня

· категоричность, констатация факта (она смела)

- по стилю: - присуща кн. речи

- по употреблению:

- устойчивые этикетные формы (будьте добры, осторожны, вежливы)

- должествование, возможность, необходимость (явка обязательна, мне это необходимо, завтра возможен гололед)

- признак, указывающий на соотношение м/д предметами (их взгляды полярны, они дружны, прямые параллельны)

- с восклицательной ч. как

- если прилагательное имеет зависимое слово (он верен своему слову, город известен музеями, она довольна им)

- с наречием так (не так страшен, как умен)

- в качестве однородных выступают или только полные, или только краткие формы!

(Нельзя: Он добрый, но слабоволен)

 

- из параллельных кратких форм на - ен / -енен все чаще используется форма на -ен (как более экономная), хотя и формы с двумя -енен тоже являются литературными (верно: безукоризненен = безукоризнен)

 

- у одних прилагательных в кр. форме появляется беглый гласный, у других он отсутствует: кисел, светел, тепел, кругл, мокр, смугл, тухл, остр, полон

Задание 1. Прочитайте предложения, определите, есть в них ошибка или нет. Рядом с каждым предложением напишите цифру того комментария (из столбика справа), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).

 

Предложения для анализа Ваш ответ (цифра) Комментарии
Лес был зелен, свеж и веселый.  

1. нет ошибки

2. ошибка: в качестве однородных сочетаются разные формы (полная и краткая)

3. ошибка: неверное использование полной формы, есть зависимость признака от конкретной ситуации (относительный признак) – нужна краткая форма

4. ошибка: неверное использование полной формы, указан временный признак, нужна краткая форма

5. ошибка: неверное использование краткой формы, нет зависимости признака от конкретной ситуации (абсолютный признак) – нужна полная форма

6. ошибка: неверное использование краткой формы, указан постоянный признак, нужна полная форма

В данный момент он спокойный и уверенный в себе.  
Эта дорога узка.  
Он верный своему слову.  
Это платье узкое для меня.  
Он добрый, но слабоволен.  
Эта скатерть мала для стола.  
Ответ ученика четкий и ясный.  
Она печальная из-за дождя.  
Он отличался тем, что его походка всегда была размеренна и нетороплива.  
Он часто бывает веселым.  

 

Задание 2. Образуйте краткую форму прилагательного (муж.р., ед.ч.): красивый – красив.

длинный – безнравственный – современный – ценный – величественный – злой – хитрый – острый – единственный – естественный – краткий – тонкий – горький – полный – больной – странный –

 

Формы степеней сравнения прилагательных

               Сравнительная                                                     Превосходная           

составная                 простая                супплетивная      составная              простая            

Более/менее        -ее-, -е-, (-ей-, -ш-,      хуже,  лучше        самый            -ейш-, -айш-

   +                    по-+е - разг.)                                                             +                             разг.

 положит.                                                                                      положит.

более добрый      добрее (-ей), чище                                    самый добрый           добрейший

 

- нельзя соединять в одной конструкции простую и составную форму сравнительной степени (более красивее)

- формы с приставкой по- характерны для разговорной речи (покрасивее, посветлее)

- степени сравнения образуют ТОЛЬКО качественные прилагательные, а относительные не образуют (нельзя: деревяннее, утреннее, более стеклянный).

- ряд качественных прилагательных не образуют простую форму (с помощью суффикса), а только составную с помощью вспомогательного слова более или менее.

Задание 3. Образуйте сравнительную или превосходную степень (используйте нужно падежное окончание в составных формах).

Смородина (вкусный) крыжовника. Олово (плавкий) металл, чем свинец. Ключевая вода (чистый) речной. Твой рисунок (красивый) моего. Малина (сладкий) брусники. Старая мебель (громоздкий), чем новая. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. Школьник из Липецка был (молодой) участником шахматного турнира. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера. В своей жизни он не встречал человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий). Он становился день ото дня (гордый).

Задание 4. Прочитайте предложения, исправьте ошибки в употреблении прилагательных (напишите верный вариант рядом с неверным, выделите верный другим цветом). Рядом с каждым предложением напишите цифру того комментария (из столбика справа), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).

 

Предложения для анализа Ваш ответ (цифра) Комментарии
Моя работа оказалась самой худшей из всех.  

1. неверно образована сравнительная степень (смешение простой и составной форм).

2. неверно образована превосходная степень (смешение простой и составной форм).

3. неверно образована простая сравнительная степень.

4. неверно образована составная сравнительная степень.

5. неверно образована превосходная степень.

6. относительные прилагательные не образуют степени сравнения.

Вчера ты был менее весел.  
Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше.  
Третий рассказ показался ему наиболее смешней.  
Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете.  
Надо вести себя скромнейше и простее.  
Алена гораздо красивше Татьяны.  
Такой зонт более женский, чем мужской.  
Он из нас был самый честнейший.  
Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести.  
Эта территория леснее, чем та.  

2) Нормы употребления местоимений.

1. возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности: Сестра поступила в артистическую трупу, она (КТО?) скоро уезжает на гастроли. Мать Оли, когда она (КТО?) заболела, стала очень нервной.

2. существование в языке ряда близких по значению местоимений приводит к их смешению. Но нужно учитывать смысловые оттенки и использовать их уместно. Напр.: Сделай какой-то знак (вместо какой-нибудь); Всякому из участников конференции была оказана финансовая поддержка (вместо каждому).

3. Использовать местоимения можно только тогда, когда в тексте уже прозвучало слово, которое заменяется местоимением. Напр.: Он заботиться о народе и их проблемах (ИХ не заменяет слово НАРОД (он), нужно использовать слово люди, а потом их).

4. Используя местоимение, проверяйте, логичная ли его связь с другими словами в предложении. Напр.: Сравнивая эти произведения, можно отметить, что они являются людьми своего времени. Надо: Сравнивая эти произведения, можно отметить, что они их герои являются людьми своего времени.

5. Конструкция с местоимением не должна дублировать уже существующую конструкцию. Напр.: В домашнем задании было много упражнений в нём .

 

Задание 5. Прочитайте предложения с нарушением норм употребления местоимений. Исправьте ошибки (напишите рядом верный вариант). Перед предложением напишите цифру того комментария (из теории сверху), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).

____ Кто-то из отдыхающих целыми днями ездили по экскурсиям.

____ Обнаружив задымление, Сергей Павлович побежал звонить соседям, которые его не заметили.

____ В лирике Некрасова большая часть стихотворений посвящена крестьянскому труду и их суровой жизни.

____ Ребенок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности.

____ Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. Позади его ехала большая машина.

____ Мне кажется, что поэму «Мцыри» и стихотворение «Парус» роднит то, что они оба одиноки.

____ В пьесе Горького «На дне» писатель показал в ней жизнь изгоев.

____ Оба эти стихотворения схожи тем, что они оба ищут свой родной дом.

____ Ей не скучен свой образ жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow