Практическое занятие № 5 по культуре речи
Нормы употребления прилагательных и местоимений
1) Нормы употребления прилагательных связаны с образованием полной и краткой формы и степеней сравнения.
- при выборе полной и краткой формы прилагательного следует учитывать имеющиеся между ними различия
Полная форма | Краткая форма | |
- по значению: · постоянный признак, вневременное качество: Игрушка смешная, его движения спокойные, малина сладкая… · абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой: Потолок низкий, ноша тяжелая, коридор узкий, пальто короткое · смягченное выражение - по стилю: - присуща разг. речи - по употреблению: с местоимением такой | - по значению: · временный признак, недлительное состояние: Маша больна, его лицо спокойно, каша горяча, его рука холодна… · относительный признак, применительно к определенной ситуации: Потолок низок для высокого человека, ноша тяжела для ребенка, коридор узок для ковра, пальто коротко для меня … · категоричность, констатация факта (она смела) - по стилю: - присуща кн. речи - по употреблению: - устойчивые этикетные формы (будьте добры, осторожны, вежливы) - должествование, возможность, необходимость (явка обязательна, мне это необходимо, завтра возможен гололед) - признак, указывающий на соотношение м/д предметами (их взгляды полярны, они дружны, прямые параллельны) - с восклицательной ч. как - если прилагательное имеет зависимое слово (он верен своему слову, город известен музеями, она довольна им) - с наречием так (не так страшен, как умен) | |
- в качестве однородных выступают или только полные, или только краткие формы!
(Нельзя: Он добрый, но слабоволен)
- из параллельных кратких форм на - ен / -енен все чаще используется форма на -ен (как более экономная), хотя и формы с двумя -енен тоже являются литературными (верно: безукоризненен = безукоризнен)
- у одних прилагательных в кр. форме появляется беглый гласный, у других он отсутствует: кисел, светел, тепел, кругл, мокр, смугл, тухл, остр, полон
Задание 1. Прочитайте предложения, определите, есть в них ошибка или нет. Рядом с каждым предложением напишите цифру того комментария (из столбика справа), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).
Предложения для анализа | Ваш ответ (цифра) | Комментарии |
Лес был зелен, свеж и веселый. | 1. нет ошибки 2. ошибка: в качестве однородных сочетаются разные формы (полная и краткая) 3. ошибка: неверное использование полной формы, есть зависимость признака от конкретной ситуации (относительный признак) – нужна краткая форма 4. ошибка: неверное использование полной формы, указан временный признак, нужна краткая форма 5. ошибка: неверное использование краткой формы, нет зависимости признака от конкретной ситуации (абсолютный признак) – нужна полная форма 6. ошибка: неверное использование краткой формы, указан постоянный признак, нужна полная форма | |
В данный момент он спокойный и уверенный в себе. | ||
Эта дорога узка. | ||
Он верный своему слову. | ||
Это платье узкое для меня. | ||
Он добрый, но слабоволен. | ||
Эта скатерть мала для стола. | ||
Ответ ученика четкий и ясный. | ||
Она печальная из-за дождя. | ||
Он отличался тем, что его походка всегда была размеренна и нетороплива. | ||
Он часто бывает веселым. |
Задание 2. Образуйте краткую форму прилагательного (муж.р., ед.ч.): красивый – красив.
длинный – безнравственный – современный – ценный – величественный – злой – хитрый – острый – | единственный – естественный – краткий – тонкий – горький – полный – больной – странный – |
Формы степеней сравнения прилагательных
Сравнительная Превосходная
составная простая супплетивная составная простая
Более/менее -ее-, -е-, (-ей-, -ш-, хуже, лучше самый -ейш-, -айш-
+ по-+е - разг.) + разг.
положит. положит.
более добрый добрее (-ей), чище самый добрый добрейший
- нельзя соединять в одной конструкции простую и составную форму сравнительной степени (более красивее)
- формы с приставкой по- характерны для разговорной речи (покрасивее, посветлее)
- степени сравнения образуют ТОЛЬКО качественные прилагательные, а относительные не образуют (нельзя: деревяннее, утреннее, более стеклянный).
- ряд качественных прилагательных не образуют простую форму (с помощью суффикса), а только составную с помощью вспомогательного слова более или менее.
Задание 3. Образуйте сравнительную или превосходную степень (используйте нужно падежное окончание в составных формах).
Смородина (вкусный) крыжовника. Олово (плавкий) металл, чем свинец. Ключевая вода (чистый) речной. Твой рисунок (красивый) моего. Малина (сладкий) брусники. Старая мебель (громоздкий), чем новая. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. Школьник из Липецка был (молодой) участником шахматного турнира. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера. В своей жизни он не встречал человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий). Он становился день ото дня (гордый).
Задание 4. Прочитайте предложения, исправьте ошибки в употреблении прилагательных (напишите верный вариант рядом с неверным, выделите верный другим цветом). Рядом с каждым предложением напишите цифру того комментария (из столбика справа), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).
Предложения для анализа | Ваш ответ (цифра) | Комментарии |
Моя работа оказалась самой худшей из всех. | 1. неверно образована сравнительная степень (смешение простой и составной форм). 2. неверно образована превосходная степень (смешение простой и составной форм). 3. неверно образована простая сравнительная степень. 4. неверно образована составная сравнительная степень. 5. неверно образована превосходная степень. 6. относительные прилагательные не образуют степени сравнения. | |
Вчера ты был менее весел. | ||
Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. | ||
Третий рассказ показался ему наиболее смешней. | ||
Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. | ||
Надо вести себя скромнейше и простее. | ||
Алена гораздо красивше Татьяны. | ||
Такой зонт более женский, чем мужской. | ||
Он из нас был самый честнейший. | ||
Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. | ||
Эта территория леснее, чем та. |
2) Нормы употребления местоимений.
1. возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности: Сестра поступила в артистическую трупу, она (КТО?) скоро уезжает на гастроли. Мать Оли, когда она (КТО?) заболела, стала очень нервной.
2. существование в языке ряда близких по значению местоимений приводит к их смешению. Но нужно учитывать смысловые оттенки и использовать их уместно. Напр.: Сделай какой-то знак (вместо какой-нибудь); Всякому из участников конференции была оказана финансовая поддержка (вместо каждому).
3. Использовать местоимения можно только тогда, когда в тексте уже прозвучало слово, которое заменяется местоимением. Напр.: Он заботиться о народе и их проблемах (ИХ не заменяет слово НАРОД (он), нужно использовать слово люди, а потом их).
4. Используя местоимение, проверяйте, логичная ли его связь с другими словами в предложении. Напр.: Сравнивая эти произведения, можно отметить, что они являются людьми своего времени. Надо: Сравнивая эти произведения, можно отметить, что они их герои являются людьми своего времени.
5. Конструкция с местоимением не должна дублировать уже существующую конструкцию. Напр.: В домашнем задании было много упражнений в нём .
Задание 5. Прочитайте предложения с нарушением норм употребления местоимений. Исправьте ошибки (напишите рядом верный вариант). Перед предложением напишите цифру того комментария (из теории сверху), который подходит к предложению (цифры могут повторяться).
____ Кто-то из отдыхающих целыми днями ездили по экскурсиям.
____ Обнаружив задымление, Сергей Павлович побежал звонить соседям, которые его не заметили.
____ В лирике Некрасова большая часть стихотворений посвящена крестьянскому труду и их суровой жизни.
____ Ребенок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности.
____ Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. Позади его ехала большая машина.
____ Мне кажется, что поэму «Мцыри» и стихотворение «Парус» роднит то, что они оба одиноки.
____ В пьесе Горького «На дне» писатель показал в ней жизнь изгоев.
____ Оба эти стихотворения схожи тем, что они оба ищут свой родной дом.
____ Ей не скучен свой образ жизни.