На протяжении длительного времени в научной литературе рассматриваются вопросы правового регулирования нотариальной деятельности и говорится о необходимости кардинальных законодательных изменений в рассматриваемой сфере. Широкое обсуждение получил проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Министерством юстиции РФ, который содержит положения, выработанные юридической наукой, и восполняет пробелы действующего правового регулирования.
Необходимо отметить, что правовые основы нотариальной деятельности составляют: Конституция РФ[2], Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, а также законодательство субъектов РФ. Однако, несмотря на достаточно широкую нормативную базу, легальное определение таких базовых правовых категорий, как «нотариальная деятельность» и «нотариальное действие», в настоящее время отсутствует. Указанное обстоятельство создает достаточно серьезные противоречия на практике, связанной с финансированием нотариальной деятельности. Речь идет, в частности, о взимании платы за оказание услуг правового и технического характера.
Анализ правовых позиций Федеральной нотариальной палаты РФ и высших судов позволяет сделать вывод об отсутствии единых подходов к определению места услуг правового и технического характера в системе нотариальной деятельности, а также возможности квалификации действий нотариуса как навязывания таких услуг.
Так, согласно разъяснениям Федеральной нотариальной палаты, приведенным в Письме от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3, оказание услуг правового и технического характера не входит в содержание совершаемых нотариальных действий, однако является неотъемлемым элементом нотариального производства, без которого совершение нотариальных действий невозможно.
Указанная позиция подкрепляется следующими аргументами:
- согласно ст. 25 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариальная палата вправе устанавливать размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, которые обязательны для применения нотариусами;
- кодекс профессиональной этики нотариусов обязывает последних соблюдать рекомендации нотариальной палаты, в том числе касательно взимания платы за оказание услуг правового и технического характера (п. 3.1.11).
С учетом вышеизложенного, Федеральная нотариальная палата РФ приходит к выводу о том, что на нотариусах лежит обязанность по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера, которая должна исполняться при каждом обращении за совершением нотариального действия.
Иная позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 272-О-О, согласно которой услуги правового и технического характера отнюдь не являются обязательным элементом нотариального производства, но носят факультативный (дополнительный) характер. Их оказание возможно исключительно на добровольной основе. В случае же отказа заявителя от таких услуг они не оказываются, и их навязывание является недопустимым.
Рассматриваемая проблема нашла свое отражение в судебной практике. Так, гражданин обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Размер оплаты нотариального действия составил 11 476 руб., включая нотариальный тариф - 476 руб., плату за оказание услуг правового и технического характера - 11 000 руб.
Заявитель отказался оплачивать услуги правового и технического характера, поскольку подготовил все необходимые для совершения наследства, пользовался консультациями нотариуса и потребовал обоснования размера оплаты за нотариальное действие в тот момент, когда свидетельства были готовы к выдаче.
Верховный суд РФ посчитал указанный подход ошибочным и указал, что услуги правового и технического характера не входят в содержание нотариальных действий и могут оказываться исключительно с согласия заявителя[3]. Истец самостоятельно подготовил документы, необходимые для открытия наследственного дела, уведомил нотариуса об отказе в получении дополнительных услуг. Нотариус, в свою очередь, не разъяснила, какие именно услуги были оказаны гражданину, и почему не было получено его согласие.
Кроме того, Верховный суд РФ определил четкую границу между нотариальными действиями, которые заключаются в последовательном исполнении нотариусом возложенных на него публичных обязанностей (ст.ст. 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства о нотариате), и услугами правового и технического характера, которые носят вспомогательный характер.
Однако последние законодательные нововведения, на наш взгляд, усложнили вопросы разграничения нотариальных действий и услуг правового и технического характера. Федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ в Основы законодательства о нотариате внесены изменения: ст. 22 Основ дополнена частью 6, где раскрывается содержание услуг правового и технического характера. К таким услугам относится, в частности: правовой анализ представленных документов, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, скан-образов документов и т.п., и, что примечательно, осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариального действия.
В новой редакции Основ законодательства о нотариате[4] не разъясняется, какие именно обязанности и полномочия нотариуса относятся к услугам правового и технического характера. Представляется, что речь идет обо всем комплексе публичных обязанностей нотариуса, связанных с совершением нотариальных действий и соблюдением правил нотариального делопроизводства. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности разграничения услуг правового и технического характера и нотариальных действий.
В отличие от действующего правового регулирования нотариальной деятельности, в проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» отсутствует категория услуг правового и технического характера. Согласно проекту, нотариальное действие включает весь комплекс мер и процедур, необходимых и достаточных для подготовки нотариального акта – документа, удостоверенного, выданного или засвидетельствованного нотариусом или иным уполномоченным лицом.
Гл. 43 проекта Федерального закона устанавливает правило, в соответствии с которым финансирование нотариальной деятельности осуществляется на основании уплаты нотариальных тарифов, а также покрытия издержек нотариуса для подготовки к совершению нотариального действия или транспортных расходов при совершении нотариального действия вне пределов нотариальной конторы. Нотариальные тарифы и тарифы для компенсации издержек должны устанавливаться уполномоченными органами государственной власти.
Таким образом, проект предусматривает более прозрачную систему финансирования нотариальной деятельности, в рамках которой не предусматривается оплата деятельности нотариуса сверх нотариального тарифа.
Еще одним преимуществом проекта является последовательная регламентация стадий нотариального производства, в рамках которого совершаются нотариальные действия, поскольку действующие правовые нормы недостаточно упорядочены и содержатся в текстах различных правовых актов, которые могут противоречить друг другу. В частности, вопросы удостоверения завещаний урегулированы и Гражданским кодексом РФ, однако последний содержит исчерпывающий перечень причин, по которым завещание может быть подписано рукоприкладчиком (ст. 1125 ГК РФ)[5], в отличие от ст. 44 Основ законодательства о нотариате, где этот перечень является открытым.
Кроме того, существующие пробелы правового регулирования нотариального производства зачастую восполняются методическими рекомендациями Федеральной нотариальной палаты РФ по совершению отдельных видов нотариальных действий. В судебной практике ссылки на такие рекомендации зачастую признаются необоснованными, поскольку указанные документы не являются нормативно правовыми актами.
С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что действующее правовое регулирование нотариальной деятельности нуждается в совершенствовании по следующим направлениям:
- легального определения нотариальной деятельности и нотариального действия;
- упорядочения законодательной регламентации нотариального производства, итогом которого является оформление нотариального акта;
- исключения категории «услуги правового и технического характера» и
построения системы финансирования нотариальной деятельности на основе уплаты нотариальных тарифов.






