Культурная картина мира

Оглавление

Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. 1

1.     Понятие и специфические черты культуры. 1

2.    Нормы и ценности как элементы культуры.. 3

3.     Культурная картина мира. 6

4.     Культура и поведение. 7

5.     Инкультурация, ее механизм и стадии. 10

6.     Язык как явление культуры. 12

7.     Процессы коммуникации в культуре. 14

 

Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации

 

Понятие и специфические черты культуры.

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще­ственной жизни форм, принципов, способов и резуль­татов активной творческой деятельности людей

В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребля­ются духовные ценности.

Черты культуры

Во-первых, культура есть явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры»: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его»

Во-вторых, культура — это уровень самосознания обще­ства в конкретный период человеческой истории. С этой точ­ки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокуп­ность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере куль­туры.

В-третьих, культура есть процесс творческий. В этой связи интересно высказывание академика Д. С. Лихачева: «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека». Человек творит культуру, куль­тура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой дея­тельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром». Другими словами, «культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе».

В-четвертых, культура определенного общества в конк­ретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.

В-пятых, культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп. Культура не просто творит человека, созидающего, она творит человека свободного. Мало того, она в состоянии помочь человеку освободиться от самой страшной зависимости, от духовного рабства. Общество свободно настолько, насколько свободна культура, а культура свободна в той степени, в какой свободен человек. Обладая художественной культурой, человек самостоятельно и осознанно выбирает лучшее, что создано творческим гением человечества, и делает это личностными ценностями собственного бытия. Владея политической культурой, человек свободно выбирает соответствующие его взглядам политические программы и лозунги, определяет свою позицию в отношении тех или иных политических движений, партий и их лидеров. Повышая свою экономическую культуру любой человек на основе собственных знаний может оценить многие явления экономической жизни и своего коллектива, и страны в целом. В конечном счете, свободным человека делает профессиональная культура.

2. Нормы и ценности как элементы культуры.

Культура является важным механизмом регуляции социального взаимодействия, ценностно-нормативной системой. Нормы и ценности – основные элементы любой культуры, главные инструменты, с помощью которых она организует жизнь общества.

Ценности – это ядро культуры; поведение человека в обществе определяется его ориентацией на них. Под ценностями понимаются социально значимые и одобряемые обществом явления действительности. В качестве таковых могут выступать предметы, представления, действия, идеи, отношения. Все они оцениваются по критериям добра и зла, истины и неистины, допустимого и запретного. Ценности выступают как:

а) желательное, предпочтительное для социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей и т.д.;

б) критерий оценки реальных явлений;

в) регулятор социальных взаимодействий.

Ценности устанавливают смысл социальных действий людей. Макс Вебер отмечал, что каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями. Они ориентируют человека и побуждают его к деятельности. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии используется термин "ценностные ориентации".

Каждое общество располагает специфическим набором и иерархией ценностей, но в них всегда присутствуют как общечеловеческие ценности (ценность рождения ребенка, ценность жизни, любви, труда), так и ценности общесоциальные, т.е. свойственные именно данному обществу. Например, для открытых обществ такой ценностью является индивидуализм, индивидуальная свобода, для закрытых – подчинение. Дифференцируются культурные ценности и по социально-групповой принадлежности, отражая типичные предпочтения той или иной группы. В частности, можно говорить о молодежных ценностях – предпочтениях в искусстве, манере одеваться. Существуют индивидуально-личностные ценности, которые отбираются отдельной личностью из окружающей социокультурной среды, входят в се индивидуальную культуру.

По принадлежности к подсистемам, или сферам, социокультурной жизни людей ценности общества, группы и личности классифицируются:

1) на политические (свобода слова, законность, порядок);

2) художественные, или ценности искусства (гармония, прекрасное);

3) нравственные (благо, совесть, добро, зло, долг);

4) правовые (правовой статус, юридические права);

5) экономические (собственность, доход, богатство).

Все ценности располагаются в обществе по шкале предпочтений, которая у членов общества неодинакова. Например, одни люди ценят власть и стремятся к ней, тогда как другие предпочитают покой и уравновешенность.

Таким образом, ценности как элемент строения культуры образуют очень сложный мир, а культура общества служит механизмом, который их выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает. Индивиды используют ценности в качестве устойчивых ориентиров, с которыми соотносят свою обычную жизнь и профессиональную деятельность. Тем самым ценности выступают регуляторами социальных взаимодействий людей. Они становятся важной частью мотивационного механизма поведения личности. Вот почему в социологических исследованиях социальной жизни постоянно изучаются ценности индивидов, групп, выявляется их иерархия, устанавливаются доминирующие ценности, ценности различных социальных слоев, расхождения и противоречия ценностных мотиваций.

Нормы – это важный компонент культуры как ценностно-нормативной системы. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные ценности осуществляют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, а социальные нормы устанавливают образцы конкретного поведения. Таким образом, социальная норма есть общепризнанное правило, образец поведения или действия. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить общепонятное поведение и сформировать ожидаемое. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся; при этом различные ее виды нормированы не в одинаковой степени.

Так, обучающая деятельность нормирована менее чем военная служба. В разных культурах различаются содержание и способы нормирования. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Например, нормы современной России, как и других стран, в отличие, скажем, от норм 1950–1960-х гг., допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества.

Социальные нормы имеют различные классификации. Например, Толкотт Парсонс различал:

а) нормы, устанавливающие порядок в отношениях как в обществе в целом, так и в составляющих его группах;

б) экономические нормы, дающие критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;

в) политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны;

г) культурные нормы, закрепляющие устойчивые принципы коммуникации между индивидами и различными группами (например, говорить на своем родном языке, поддерживать символику своей культуры).

Нормы могут быть универсальными, общезначимыми ("Не убий"), частными (по сферам деятельности – хозяйственными, научными и т.д.), групповыми (нормы поведения студентов, хиппи, военных и т.п.), межиндивидуальными.

Дифференцированные по социальным структурам нормы поддерживают классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами, сословиями. Они обеспечивают механизм распределения типов деятельности, социального статуса и привилегий. Нормы отличаются степенью обязательности: побуждающие ("Самосовершенствуйся!"), запрещающие ("Не убий").

По форме фиксации выделяют формальные (устав, инструкция, закон) и неформальные (выраженные в мнении); устные и письменные нормы. По степени обобщенности они делятся на общие принципы деятельности, например менеджера, и конкретные образцы определенного действия (нормы поведения менеджера при найме работников).

Особенно важными для ценностно-нормативной регуляции жизни общества являются правовые и моральные нормы. Они охватывают все сферы социальной системы, так или иначе проявляются во всех видах деятельности.

Результативность социальных норм зависит от их соответствия принятым в данном обществе ценностям и идеалам.

Нормы и правила как регуляторы поведения носят более строгий характер, чем ценности. Нормы имеют предписывающую, объективную силу. Ценности же более связаны с субъективным аспектом общественной жизни – предпочтениями. Ценности и нормы, входящие в культуру, образуют механизм регуляции деятельности и поведения людей и в этом качестве являются для человека способом освоения действительности. Они помогают индивиду освоиться в социуме и жить в нем, удовлетворять свои многообразные потребности.

Культурная картина мира

Своеобразие любой локальной или этнической картины мира получает свое завершение в культурной картине мира, которая выражается в том, что в каждой культуре люди воспринимают мир по-своему и поэтому создают неповторимые образы этого мира.

Культурная картина мира – это целостная система представлений об устройстве мира и месте человека в нем.

Мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские, художественные, научные установки оказывают влияние на формирование уникальной культурной картины мира. Культурная картина мира формируется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предыдущих поколений. Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство, время, причина, движение, судьба, а ее ядром – менталитет. Культурная картина мира проявляется в различных отношениях человека к ценностям, явлениям культуры, личности, семье, проявлениям добра и зла.

Одним из основных факторов, формирующих культурную картину мира, выступают культурные ценности. Ценностные категории образуются в сознании человека в процессе когнитивной деятельности. Так, по мнению выдающегося культуролога П. С. Гуревича, "постигая действительность, человек определяет для себя существенное и несущественное, формируя ценностное отношение к миру. Таким образом, ценностные ориентиры возникают не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека, они представляют собой личностно окрашенное отношение к миру".

К числу культурных ценностей относят такие принципы сосуществования и взаимопонимания людей, как обычаи, нравы, стереотипы, нормы поведения, оценки и идеалы. На основе этих принципов создаются определенные правила поведения, регламентирующие жизнь человека в обществе. Как считает отечественный исследователь И. А. Стернпн, "в значительной мере ценности определяются идеологией, общественными институтами, верованиями и потребностями, причем совершение поступков, противоречащих ценностям, осуждается общественным мнением".

Культурная картина мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: география, климат, природные условия, история, социальное устройство, верования, традиции, образ жизни и др.

В практическом преломлении культурная картина мира проявляется в языке, жестах, изобразительном искусстве, музыке, ритуалах, этикете, вещах, мимике, в поведении людей. Она формирует тип отношения человека к миру – природе, другим людям, задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизни.

Картины мира чрезвычайно многообразны, так как это всегда своеобразное видение мира, его смысловое конструирование в соответствии с определенной логикой миропонимания и миропредставления. Существует столько картин мира, сколько имеется способов мировосприятия, так как каждый человек воспринимает мир и строит его образ с учетом своего индивидуального опыта, общественного опыта, социальных условий жизни.

Культура и поведение

Человеческое поведение — это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Несмотря на эти различия люди во всех культурах вступают между собой в самые разные отношения, в контексте которых они встречаются, обмениваются мнениями, совершают какие-то поступки и т.д. Смысл каждого конкретного поступка зачастую необходимо понять, ибо он не всегда лежит на поверхности, а чаще всего скрыт в традиционных представлениях о том, что нормально, которые в разных культурах и социокультурных группах также разные.

Истории известно огромное число фактов, когда попытки различных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Чаще всего неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. Культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации приводились крайне редко. Это объясняется тем, что причины такого рода чаще всего остаются скрытыми от взаимодействующих сторон.

Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации определяется целым рядом факторов разной степени значимости и влияния.

Во-первых, это связано с особенностью механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровне. В первом случае это происходит посредством социализации через образование и воспитание, а во втором — процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) навязывает определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно мы придерживаемся соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре.

В-четвертых, коммуникативное поведение определяется количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое.

Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение мира «нормальным», видят мир со своей точки зрения.

Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, их направленностью друг на друга. В этом отношении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, то есть здесь следует проявлять больше эмпатии, чем симпатии.

Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Она предполагает большую чувствительность, сенситивность к состоянию партнера.

Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения.

Специфика межкультурной коммуникации заключается в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании возникает способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном. В связи с этим Беннет предлагает альтернативу «золотому-правилу нравственности» — «платиновое правило», которое выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой».

Нет необходимости доказывать, что использование симпатии во взаимодействии с представителями других культур неизбежно ведет к непониманию. И, наоборот, использование эмпатии с ее стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания резко увеличивает вероятность того, что между партнерами возникнет понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: