Инкультурация, ее механизм и стадии

Инкультурация – это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им привычек, норм и моделей поведения, принятых в данной культуре. Термин "инкультурация" был разработан американскими учеными, занимающимися культурной антропологией. Впервые он был введен американским этнографом, антропологом Мелвиллом Джипом Херсковицем (1895–1963) в работе "Культурная антропология" (1948). Примерно в эго же время другой американский исследователь Клайд Клакхон (1905–1960) ввел аналогичный по значению термин "культурализация" взамен существовавшего в рамках английской социальной антропологии термина "социализация", который не включал процессы усвоения когнитивных аспектов культуры: знаний, верований, ценностей и т.п. В отличие от английских исследователей, американские культурные антропологи делали акцент на изучении культуры, а нс общества, поэтому термин "инкультурация" был для них более органичным. В то же время четкого разграничения между этими терминами не делалось.

Инкультурация происходит несколькими способами. Одним из самых распространенных является имитация, при котором человек сначала наблюдает, а потом копирует поведение других людей.

Еще один способ – идентификация, когда люди, чаще всего в детстве, усваивают поведение, установки и ценности, которые они видят у родителей, как свои собственные. Многие дети выбирают профессии родителей, чтобы быть похожими на них. Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения человека в обществе.

Специалисты отмечают, что, кроме названных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные – стыд и вина. Оба чувства заставляют человека ограничивать свои действия, и он таким образом наказывает сам себя.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии: первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается до завершения подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей, которые усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

На этой стадии родители приучают детей выполнять правила того мира, в котором живут. Для выработки адекватных знаний и навыков, необходимых для повседневной жизни, обычно используются специальные способы воспитания в форме игр следующих типов:

· физических, развивающих физическую активность;

· стратегических, развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевых, в ходе которых ребенок осваивает функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В процессе игры у ребенка развиваются такие личностные качества, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Становясь старше, дети начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, а затем у них вырабатывается умение соотносить свои действия с поступками других детей.

Значение первичной стадии инкультурации заключается в том, что в этот период формируется ценностное отношения к труду, миру, закладываются основные модели поведения. Ребенок на основе детского опыта обретает базовые общекультурные знания и навыки, что должно помочь ему впоследствии адекватно участвовать в социокультурной жизни. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры за счет культурной преемственности, когда дети перенимают опыт у своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации относится уже к взрослому периоду жизни человека. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На вторичной стадии инкультурации у человека развивается способность к самостоятельному освоению культурных норм, принятых в данном обществе. Теперь он уже может сам применять полученные знания и навыки для решения собственных проблем или проблем, важных для других людей. Для этой стадии характерна сознательная оценка своих и чужих поступков, ценностей и норм культуры.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке, знания и навыки для которой приобретаются в основном в средних и высших специальных учебных заведениях.

Затем, взрослея, люди продолжают развивать свои профессиональные навыки на рабочем месте. Здесь процесс инкультурации связан с социокультурными контактами, что предполагает контакты внутри семьи, среди друзей, в группе по интересам и т.д. Человек оказывается вовлеченным в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. Далее, когда он выходит на пенсию и у него появляется много свободного времени, очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном мире инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: