Сэмюэл Тейлор Кольридж

Эстетика Вордсворта

Предметом поэзии должна стать сельская жизнь, ибо в простой и скромной жизни с большей непосредственностью проявляются человеческие страсти, жизнь сердца. В бытии простых людей жизнь страстей сливается с красотой и постоянством природы. В поэзии надо воспроизводить язык простолюдинов. Далекие от условностей цивилизованного общества, простые люди выражают свои чувства безыскусно. В их языке - красота и философская значительность. Вордсворт хочет просто и естественно говорить о человеческих чувствах, поэтому он отвергает классицистический прием персонификации абстрактных идей. Язык поэзии он стремится приблизить к языку прозы, считая, что язык хорошей прозы вполне подходит для поэзии.

В предисловии к изданию «Лирических баллад» в 1815 г. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это - наблюдение и описание, чувствительность, размышление, воображение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.

Обращение к столь приземлённым предметам в поэтической форме поставило в тупик первых рецензентов сборника. Отыскать общий знаменатель для сельских элегий Вордсворта и архаического метра «Старого моряка» было сложно. Особенно же рьяно ополчились против дерзкой молодёжи авторы литературного обозрения «Edinburgh Review », иронически окрестившие кружок Вордсворта «озёрными поэтами».

Чтобы разъяснить свои намерения, Вордсворт предпослал второму изданию сборника предисловие, которое принято рассматривать в качестве манифеста «озёрной школы». В издании 1802 года это предисловие было дополнено очерком о языке поэзии (Poetic Diction). В этих сочинениях Вордсворт определяет свою задачу следующим образом:

«…Брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке. Обыкновенная жизнь избрана мной потому, что только в ней все естественно и правдиво; в её условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы».

Из Предисловия 1800 г. к «Лирическим балладам» ясно, что Вордсворт верил в способность поэзии лечить души людей, освобождая их внутренние силы от стрессов внешнего мира, постоянно растущих под влиянием политико-социальных изменений. Поэзия должна была создавать то, что мы сейчас называем «положительными эмоциями», привлекая для борьбы с неприглядным настоящим приятные воспоминания, связанные с природой. Тогда потребность человека в поэзии, укрепляющей его дух и веру в жизнь, любовь и дружбу, постепенно возрастает. Человек возрождается к жизни через общение с природой и поэзией. Конечной целью поэзии, таким образом, становится обновление общества.

«Поэзия, — указывал Вордсворт, — это могучее излияние сильных чувств, но хоть это и верно, стихи на любую тему, представляющие собой какую-то ценность, создавались всегда человеком, не только обладавшим органической чувствительностью, гораздо более высокой, чем обычная, но и размышлявшим долго и глубоко. Наши бесконечные волнения чувств усмиряются и направляются нашими мыслями, которые представляют собой наши прошлые чувства; обдумывая взаимоотношения этих обобщенных чувств, мы открываем то, что действительно важно для людей. Продолжая размышлять, мы укрепляем чувства, связанные с важными предметами. Тогда, наконец, при условии, что мы изначально обладаем органической чувствительностью, в нашем сознании возникнут столь устойчивые связи, что, повинуясь их сигналам слепо и механически, мы будем описывать предметы и ощущения так взаимосвязанно, что они непременно будут поняты человеком, к которому обращены, и он почувствует просветление души, пробуждение вкуса к поэзии и обновление эмоций».

Не случайно, говоря об эстетических взглядах Вордсворта, исследователи в основном ссылаются на Предисловия к «Лирическим балладам» трех первых изданий (1789, 1800, 1802), не задумываясь, отражают ли они мировоззрение поэта в поздний период его жизни. Не романтическое чисто экспрессивное начало руководит поэтом, полагал Вордсворт, а осознание конечной прагматической пели искусства: доставлять эстетическое удовольствие и нравственное поучение

Не романтическое чисто экспрессивное начало руководит поэтом, полагал Вордсворт, а осознание конечной прагматической пели искусства: доставлять эстетическое удовольствие и нравственное поучение. На это же была направлена предшествующая классицистическая эстетика. Чувство, многократно усиленное осознанием прошлого опыта, связанного с неиссякаемым благотворным источником — Природой, стало новаторским стержнем эстетики Вордсворта. Своей эстетикой Вордсворт перекинул мост через пропасть, разделяющую внешний и внутренний миры с помощью воспоминания о прошлом чувственном опыте. Восстановить утерянную связь между физическим нравственным мирами Вордсворт предлагал с помощью поэзии, изображающей Природу сквозь призму субъективных ощущений, развив тем самым известные тезисы Беркли и Бэкона. Главенствующую роль в творческом процессе познания Природы и ее изображения поэт отводил воображению, которое в отличие от фантазии, уводящей от реальности в идеальный мир грез и причудливых ассоциаций, отбирает элементарные важные сущности. Эти элементарные частицы Природы (физической и человеческой), представляющие первооснову всякого явления или образа, составляли предмет поэзии, отражающей типичное в единичном.

Свою точку зрения на поэтическую программу «Лирических баллад» Кольридж изложил годы спустя в 14-й главе эстетического трактата Biographia Literaria (1817). Поэт утверждает, что целью литературного искусства является своего рода повествовательная магия, которую он определяет фразой «добровольный отказ читателя от неверия» (suspension of disbelief), ставшей в англоязычном мире крылатой.

У  Вордсворта возникает идея противопоставления мира человека, наполненного политикой и прочим, природе; тема природы переходит в тему человека, живущего на природе: территории для хлебопашества мало; крестьянство - часть светлого начала, которое не имеет ничего общего с капиталистической действительностью; природа и человек природы - единственное, о чём можно писать; "всё в природе достойно вдохновения". Вордсворт – человек, который размышляет вообще (это характерно для романтизма) над этапами человеческой жизни.

Исключительная ясность поэтической формы, глубокий лиризм, тонкое чувство природы, ведение диалога – вот что характеризует баллады Вордсворта. Их сюжеты построены крайне просто. Так в балладе «Мечтания бедной Сусанны» рассказывается о деревенской девушке, попавшей в Лондон. Песня ручного дрозда, случайно услышанная ею на улице, приводит ее в состояние экстаза и она вся отдается воспоминаниям о родном крае. Вместо унылой городской картины ей рисуется деревенский пейзаж, она вновь переживает радостные моменты своего детства. Однако видение быстро исчезает, ее ожидают «сума с клюкой да медный крест, да нищество, да голодовки».

Сэмюэл Тейлор Кольридж

Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии — основной приём Кольриджа, магически действующий в «Старом мореходе» («Лирические баллады»), где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.В этой балладе моряк рассказывает о своей истории, о совершенном страшном грехе (убийстве Альбаторса) о том, какое наказание, бедствие на него ссылает «Владыка». (А к ней пылал любовью дух, Владыка мглы и льда) и о его спасении. Убийство Альбатроса Старым Мореходом совершенно неожиданно и внешне ничем не мотивировано. Но тем оно страшней и опасней. По сути дела, столь неожиданно возникшее в поэме зло иррационально, оно не поддается разумному и логическому объяснению. Скорее всего, оно результат первородного греха, приведшего к порче человеческой природы. Именно об этом поэт, уже тогда отошедший от оптимизма унитарианской доктрины, размышлял во время работы над поэмой. В марте 1798 года, когда ее первый вариант был только что закончен, Кольридж писал брату: «Я совершенно твердо верю в первородный грех; в то, что с момента рождения наш разум поврежден, и даже когда наш разум светел, наша природа порочна и воля слаба»

 Баллада в большей степени имеет философский оттенок, потому что моряк рассказывает свою историю юноше, который собирался на свадьбу своего брата, совсем еще юному, никогда не задумывавшемуся так глубоко о жизни. Мораль баллады – нужно всех любить и каждого человека и каждого зверя и только тогда ты будешь «блажен вовек». Несмотря на то, что в балладе присутствуют сверхъестественные силы, проклятья, даже имеются такие герои как скелет и смерть, которые забирают жизни у всех членов экипажа, кроме старого моряка, читать балладу довольно легко. поэт заимствовал так называемый «балладный размер» - четырех и трехстопные строки, рифмующиеся по схеме abcb, а иногда abcbdb и особую напевную интонацию стиха.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: