Особенности русского пейзажа второй половины 19 века

Творчество русских художников второй половины 19 века развивалось в обстановке ломки старых общественных отношений. После отмены крепостного права в 1861 году, ускоренными темпами стала складываться новая экономика. Потребовалось множество рабочих рук и толковых, технически грамотных людей. На смену довольно узкому кругу образованного дворянства приходят так называемые разночинцы, выходцы из различных непривилегированных сословий, связанные с народом уже самим своим происхождением. С рождением нового сословия интеллигенции, рождается новая эстетика и философия.

Идейным вдохновителем новой прослойки общества стал Н. Г. Чернышевский. Чернышевский подчеркивал познавательное значение искусства. Он называл искусство «учебником жизни», считал, что оно должно давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь, выносить ей приговор. [5]

Революционные демократы утверждали большое общественное значение искусства. Они видели в литературе и искусстве не прихоть и забаву, а могучее средство распространения передовых идей, средство воспитания и просвещения народа, орудие борьбы за преобразование действительности.

Они решительно выступали против «искусства ради искусства» или «чистого искусства». Согласно этой идеалистической теории целью искусства является служение неким вечным «божественным» идеалам красоты, обращение же к вопросам общественной жизни недостойно искусства, унижает его. [10]

Среди художественной молодежи все более усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности, то чему они были свидетелями, откуда были их корни.

В 1871 году из Москвы в Петербург на первую выставку только что организовавшегося Товарищества передвижников пришла небольшая картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830--1897) «Грачи прилетели». Она появилось перед публикой по соседству с «Петром и Алексеем» Ге и «Майской ночью» Крамского, рядом с портретами Перова, на одной стене с пейзажами Шишкина, Клодта, Боголюбова и других больших мастеров, неожиданно вышло так, что полотно выдержало трудное испытание, больше того -- оно победило!

«Без воздуха пейзаж -- не пейзаж! Сколько березок, дубов или сосен ни сажай в своем пейзаже, что ни придумывай,-- если воздуха не напишешь -- толку не выйдет»,-- не раз повторял своим ученикам Алексей Кондратьевич Саврасов. [3]

Мало найдётся в мировом искусстве произведений живописи, которые пользовались бы в своей стране такой известностью, как саврасовские «Грачи прилетели», оно действительно очень небольшое всего 62 сантиметра в высоту, 48,5 сантиметров в ширину».

Едва уловимое пробуждение природы от долгого зимнего покоя. Первые признаки приближающейся весны: заснеженный, но уже оседающий и потемневший бережок пруда, на котором торчат несколько корявых русских березок. Над их голыми ветвями, образующими нестройный ритм, вьются с криками, возвратившиеся из теплых краев нахохленные от мартовской сырости грачи. За прудиком виднеются деревянные заборы и крыши строений, а в дымке сыроватого воздуха маячит церковка с шатровой колокольней. Вот весь сюжет «Грачей». [10]

Саврасов А. «Грачи прилетели» 1871

Прежде, чем художнику удалось воплотить свой поэтический замысел с такой гениальной простотой. Он провел кропотливую работу, написал многочисленные этюды всегда волновавшего его состояния. Уже ранее, в ряде таких картин, как «Разлив Волги» и «Ипатьевский монастырь в Костроме», Саврасов вплотную подходил к живописному воплощению этого мотива. На картине изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанино) близ Костромы.

Глубокое чувство, которым насыщена картина, лирическая взволнованность художника перед лицом пробуждающейся природы, способной творить чудеса возрождения и обновления, сделали эту картину Саврасова одним из поворотных, этапных произведений русского реалистического пейзажа. Благодаря «Грачам» бесконечно расширились горизонты изображаемого пейзажистами.

В описываемое время Саврасов был преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В те годы, по свидетельству М. В. Нестерова, саврасовская мастерская была окружена особой таинственностью и почтительным вниманием. Горячим ключом била в ней жизнь. Здесь под руководством любимого учителя проходили курс своего художественного ученичества в числе многих других Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, с их успехами были связаны надежды всей школы. Саврасов умел воодушевлять, и его ученики, охваченные чувством восторженного преклонения перед красотой родной природы, работали, не покладая рук, и в классе, и дома, и на натуре.

Благодарный саврасовский ученик И. И. Левитан мог со всем основанием сказать, что «с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». [6]

К 70-м годам 19 века круг художников, изображавших родную природу, становятся значительно шире, их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. А как сказал по этому поводу В.В.Стасов, сближение искусства с общественной жизнью страны заставляла их еще больше думать о тех, «кто прильнет к их созданиям и станет ими жить». [5]

Именно поэтому в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -- все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили право на существование. «Дайте мне, хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия…» -- напутствовал художников П.М. Третьяков. [9]

Васильев Ф. «Оттепель» 1871

Ярчайшим воплощением такого рода пейзажа, явилась картина Васильева «Оттепель». Какой бесприютностью и тоской веет от этого равнинного пейзажа средней полосы России, когда зима еще спорит с весной, но в воздухе уже явственно ощущается влажное дыхание её.

Двадцать три года было Федору Васильеву (1850--1873), когда болезнь оборвала его жизнь. Всего несколько лет вдохновенного творческого труда смог он посвятить любимому искусству, но и в этот короткий срок его блестящее и щедрое дарование успело раскрыться многими своими сторонами и обогатить русскую живопись новым и своеобразным виденьем пейзажа родной страны. «Гениальным мальчиком» называли Федора Васильева Крамской и Репин, «громадно талантливым» считал юного художника Стасов, видевший в нем «одну из лучших надежд нашей отечественной школы». [10]

Мощная кисть замечательного русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина не воспроизводила на холсте таких пейзажных мотивов. Картины русской природы, запечатленные Шишкиным, обычно торжественны и мажорны, залиты солнцем; это -- пейзажи-поэмы, в них выражена с эпической объективностью могучая красота России.

Многие художники, вслед за Шишкиным, побуждаемые высокими патриотическими чувствами, стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни. В своих пейзажах они воплощали одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы, прежде всего в том, с чем «связано счастие, довольство человеческой жизни». [9] Эту тему, каждый по-своему, разрабатывали А. Куинджи, И.Шишкин, В. Поленов и др.

Картина Василия Дмитриевича Поленова (1844--1927) «Московский дворик» появилась на VI выставке Товарищества передвижников наряду с Репиновским «Протодьяконом», «Витязем на распутье» Васнецова и др. Написал её В. Д. Поленов, уже сложившимся художником, только что вступившим в члены Товарищества и впервые выставлявшимся вместе с коренными передвижниками. «Московский дворик» стал восприниматься вскоре как одно из лучших произведений национальной живописи, как жемчужина русского искусства.

Тонкий ценитель русского национального искусства П.М. Третьяков, купивший это полотно, и на этот раз не ошибся: выявил в Поленове исключительное дарование художника-пейзажиста. В русской пейзажной живописи произошёл один из поворотных моментов в истории создания так называемого интимного, лирического пейзажа, который около полустолетия господствовал в русской живописи. [10]

Исключительно живописными средствами достиг Поленов художественного эффекта. Мягкий, заполняющий всю картину воздух погожего летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск -- все это придает картине ее покоряющую, неповторимую поэтичность.

Поленов В. «Московский дворик» 1878

Василий Дмитриевич Поленов своей картиной «Московский дворик» открывал новую главу в истории русского пейзажа.

Весь образованный Петербург был возбужден и толпами валил к дому на Большой Морской (ныне улица Герцена), где помещалось Общество поощрения художеств. Экипажи стояли длинной вереницей так, что по улицам трудно было проехать. Со времен Карла Брюллова и его прославленной на весь мир картиной «Последний день Помпеи» ни один художник не удостаивался в России такого общественного внимания. А тут -- небольшое полотно, да притом всего-навсего пейзаж... «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи (1842--1910).

В затемнённом зале ярко освещенная электричеством - картина, изображающая южную ночь. Под высокой полной луной, торжественно проплывающая в бездонной глубине неба - зеленоватая лента тихой реки.

Так и слышится Гоголевское: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру». [6]

Картина Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре» действительно явилась значительным событием в художественной жизни России. Газетные страницы сразу же после вернисажа запестрели бесчисленными статьями и заметкам «за» и «против».

Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре» 1880

Художник настойчиво стремился добиться на холсте иллюзорного эффекта света. Но именно совершенной передачей глубочайшего поэтического очарования, а не в иллюзорном эффекте, выразилась истинная мощь живописного таланта Куинджи.

Другое столь же прославленное полотно Куинджи - «Березовая роща». По поводу «Березовой рощи» маститый Шишкин обмолвился метким словцом: «Это -- не картина, а с нее картину можно писать», а другой известный пейзажист, Орловский, заметил: «Это--не картина, а натура!» [6]

Когда мы произносим Шишкин -- перед нашими глазами встают образы, полные богатырской силы: дубы-великаны, строевой лес, корабельные рощи...

Иван Иванович Шишкин (1832--1898) одним из первых в русском искусстве сумел открыть своим современникам красоту и поэзию родного пейзажа во всей его величественной простоте. До передвижников, к которым принадлежал Шишкин, художники академической школы изображали преимущественно южную природу, и даже такие новаторы пейзажа, как Сильвестр Щедрин и Сократ Воробьев, писали главным образом, живописные местности и уголки Италии. Но время, когда значительному художнику было «не к лицу» писать виды родной страны, отошло безвозвратно в прошлое. Ведь не мог же тот поворот, который произошел в других сферах русского искусства -- поворот к изучению и правдивому воспроизведению окружающей действительности, не отразиться и на пейзажистах. [6]

Шишкин И. «Корабельная роща» 1898

Давно уже опровергнуто ошибочное суждение, будто картины Исаака Ильича Левитана (1860 - 1900) писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как подскажет ему мгновенный порыв вдохновения. Каждое полотно Левитана, это -- пейзаж-картина, не вид, списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Почти пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла.

Полнотой жизни, широким и бодрым привольем, своим размахом, в котором не приметить ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». А ведь Волга -- это Россия... [10]

Левитан И. «Свежий ветер. Волга» 1895

Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов.

Период наивысшего расцвета, создания замечательных шедевров национальной живописи, связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок, относится к семидесятым и восьмидесятым годам 19 века. Это было время формирования новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве. Оно непосредственно связано с историческими событиями конца пятидесятых и начала шестидесятых годов. В это время пейзажная живопись достигла в России высокого художественного уровня и заняла полноправное место в ряду других жанров искусства.

Этапной вехой в развитии пейзажного жанра принято считать картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871).

Следом за Саврасовым выступила большая группа художников-пейзажистов; каждый из них внес что-то новое и свое в развитие русского пейзажа.

Чрезвычайно одаренным художником, истинным поэтом в живописи был Ф. А. Васильев. Одним из первых стал он изображать знакомые каждому уголки родной природы: проселочные дороги, размокшие от оттепели, тихие деревни с замшелыми избами, задумчивые волжские берега.

Бодрой полнозвучной красочностью отличаются пейзажи А. И. Куинджи. Этот художник был мастером эффектов освещения, которые он передавал с удивительной точностью, доходившей до полной иллюзии, поражавшей современников.

Прекрасным, тонким пейзажистом был В. Д. Поленов. В золотой фонд русской живописи входят его пейзажи «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Ранний снег» (1891) и другие.

Одно из первых мест в русской пейзажной живописи по праву занимает И. И. Шишкин -- художник русского леса. В его искусстве исключительно сильно познавательное начало.

Ту линию русской живописи, которая представлена именами Саврасова, Васильева и Поленова, -- линию лирического пейзажа продолжил в своем творчестве И. И. Левитан. Зачастую о каком-нибудь типично русском уголке природы часто говорят: левитановский мотив.

Творческие открытия мастеров пейзажа второй половины 19 века, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды), чувство непосредственного соприкосновения человека с природой, артистизм исполнения - все это явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: