Небылицы – перевертыши

Положение

О проведении I внутришкольного конкурса по народному творчеству

«Путешествие в Фольклор Град»


I. Основные цели и задачи конкурса:

Цель:

-Приобщение к русской и удмуртской национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам.

Задачи:

- воспитание чувства патриотизма, толерантности, уважения и бережного отношения к русской и удмуртской культуре;

- развивать творческие способности детей;

- выявлять одаренных, творческих, креативных учеников, ценителей народной традиции.

II. Организатор конкурса:

МБУ ДО «Алнашская ДШИ»

III. Время и место проведения конкурса:

   Конкурс проводится в мае 2020 года Алнашской ДШИ. Уточненная информация о порядке и времени выступления участников конкурса будет сообщена дополнительно.

IV. Условия участия в конкурсе:

В конкурсе принимают участие учащиеся фольклорного отделения. Конкурс проводится по классам.  Задания выполняются в виде компьютерной презентации в программе Power Point. Для 1, 2, 3 классов допускается выполнение задания на бумажном носителе. Обязательное условие – защита презентаций.

 

1 класс. Тема: Устное народное творчество: небылицы и небылицы-перевертыши. Найти в книгах или в интернете небылицы и небылицы - перевертыши (не менее пяти каждой).

2 класс. Тема: Народный календарь – весенние традиции и обряды. Красная горка -история праздника, традиции и обряды.

3 класс. Тема: Народный календарь – весенне-летний цикл. История праздника, традиции и обряды, приметы и поговорки на Герасима – грачевника.

4 класс. Тема: Изучаем Удмуртию – Селтинский и Сюмсинский районы. История, население, эмблемы районов с их описанием, достопримечательности, знаменитые люди района.

7 класс. Тема: Календарные обряды удмуртов.  «Обряды "Шорт миськон» (мытьё пряжи) и «Дэра гужатон» (Отбеливание полотна).

 

Дополнительная информация  в приложении.

 

V. Награждение:

Награждение проводится с учетом возрастных категорий и предусматривает присуждение следующих званий:

 

- Лауреат I, II, III степени;

- Дипломант I, II, III степени.

 

VI. Контакты:

Телефон 89124687092

           89048388913 – Корнева Людмила Михайловна


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Народное творчество 1 класс.

Небылицы.

Ребѐнок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы. Вспомним с вами, что такое прибаутки - от слова «баять» (говорить), это складная приговорка, присказка, прибаска, иногда пустой, но забавный набор слов. Это короткие ласковые песенки, которые взрослые поют деткам, чтобы повеселить их. А небылицы – это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объѐму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, отсевая постепенно всѐ ненужное. Отличие небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо движениями, но в них присутствует какой-либо сказочный или фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребѐнка об окружающем мире.

 На болоте стоит пень,

 Шевелиться ему лень.

 Шея не ворочается,

 А посмеяться хочется.

 

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошѐл,

Лисий хвост нашѐл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Еѐ хвост отдать просила.

 

Песенки-небылицы помогают малышам понять реальное и фантастическое, укрепляет ребѐнка в правильное восприятии и ощущении мира. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают небылицы как реальность, поэтому они в первую очередь направлены для более старших детей, которые уже имеют достаточно жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой в небылице ситуации. Пропевание небылиц взрослым способствует развитию свободы мышления у ребѐнка, развитию его фантазии, и, что немаловажно, чувство юмора. Очень важно, чтобы ребѐнок услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит в песенке-небылице что-то невероятное…

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий ѐж,

Больше ехать невтерпѐж,

Очень колешься ты, ѐж!

Небылицы – перевертыши

    В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых события развиваются совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все применяемые образы противоречат жизненным реальным наблюдениям. Эти-то произведения и называются небылицами-перевѐртышами. Вас, детей, очень притягивает «перевѐрнутый мир», где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих седоках, ворота лают из-под собак…

   Ребѐнок играет не только камешками, куклами, но и мыслями. Небывальщина необходима ребѐнка лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в своѐм знании, ребѐнок начинает свой мир превращать в игру, и эта игра присуща практически каждому ребѐнку на определѐнном умственном этапе своей жизни.  

  Кто из вас переворачивал с ног на голову какие-то понятия?...

  Вот видите, вы не лишены юмора!. Ведь в основе перевѐртышей-небылиц лежит именно чувство юмора и большая тяга к познанию самой жизни! Этими играми вы проверяете полученные знания.

  К пяти годам у ребѐнка уже имеются чѐткие реалистические представления об окружающем мире. Он прекрасно понимает, что невозможно по небу ходить, в маленькой ванне большого кита ловить. А перевѐртыши придумывают сами дети – это ваше творчество.

  Небылицы-перевѐртыши пришли к нам из далѐких скоморошьих времѐн. Практически все скоморошины – это небылицы:

Среди моря овин горит,

По чисту полю корабль бежит.

  Для художественного приѐма скоморохов характерна перестановка объекта действия, небыличность в узком смысле этого слова. Во взрослом фольклоре эта тяга к небылицам вызвана Во взрослом фольклоре эта тяга к небылицам вызвана не в том, чтобы всем показать, какие взрослые умные, а в первую очередь они стремились к юмору!  

Задача перевѐртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребѐнка, дать ему обильный материла, который требует анализа и систематизации логики. А народная педагогика получила эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу конь из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон…

В песнях скоморохов небылицы и перевѐртыши выступают в своѐм единстве. В колыбельные, прибаутки, докучные сказки, а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического персонажа вносятся домашние животные, звери, которые переодеваются как люди, выполняют людскую работу, и вообще – очеловечиваются. Как правило, такие перевѐртыши существуют в своѐм чистом виде, не взаимодействуя с другими жанрами.

 

 

Конкурсное задание: найти в книгах или в интернете небылицы и небылицы- перевертыши (не менее пяти каждой). Составить презентацию в программе Power Point  и защитить ее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: