Положение
О проведении I внутришкольного конкурса по народному творчеству
«Путешествие в Фольклор Град»
I. Основные цели и задачи конкурса:
Цель:
-Приобщение к русской и удмуртской национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма, толерантности, уважения и бережного отношения к русской и удмуртской культуре;
- развивать творческие способности детей;
- выявлять одаренных, творческих, креативных учеников, ценителей народной традиции.
II. Организатор конкурса:
МБУ ДО «Алнашская ДШИ»
III. Время и место проведения конкурса:
Конкурс проводится в мае 2020 года Алнашской ДШИ. Уточненная информация о порядке и времени выступления участников конкурса будет сообщена дополнительно.
IV. Условия участия в конкурсе:
В конкурсе принимают участие учащиеся фольклорного отделения. Конкурс проводится по классам. Задания выполняются в виде компьютерной презентации в программе Power Point. Для 1, 2, 3 классов допускается выполнение задания на бумажном носителе. Обязательное условие – защита презентаций.
1 класс. Тема: Устное народное творчество: небылицы и небылицы-перевертыши. Найти в книгах или в интернете небылицы и небылицы - перевертыши (не менее пяти каждой).
2 класс. Тема: Народный календарь – весенние традиции и обряды. Красная горка -история праздника, традиции и обряды.
3 класс. Тема: Народный календарь – весенне-летний цикл. История праздника, традиции и обряды, приметы и поговорки на Герасима – грачевника.
4 класс. Тема: Изучаем Удмуртию – Селтинский и Сюмсинский районы. История, население, эмблемы районов с их описанием, достопримечательности, знаменитые люди района.
7 класс. Тема: Календарные обряды удмуртов. «Обряды "Шорт миськон» (мытьё пряжи) и «Дэра гужатон» (Отбеливание полотна).
Дополнительная информация в приложении.
V. Награждение:
Награждение проводится с учетом возрастных категорий и предусматривает присуждение следующих званий:
- Лауреат I, II, III степени;
- Дипломант I, II, III степени.
VI. Контакты:
Телефон 89124687092
89048388913 – Корнева Людмила Михайловна
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Народное творчество 1 класс.
Небылицы.
Ребѐнок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы. Вспомним с вами, что такое прибаутки - от слова «баять» (говорить), это складная приговорка, присказка, прибаска, иногда пустой, но забавный набор слов. Это короткие ласковые песенки, которые взрослые поют деткам, чтобы повеселить их. А небылицы – это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объѐму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, отсевая постепенно всѐ ненужное. Отличие небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо движениями, но в них присутствует какой-либо сказочный или фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребѐнка об окружающем мире.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошѐл,
Лисий хвост нашѐл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Еѐ хвост отдать просила.
Песенки-небылицы помогают малышам понять реальное и фантастическое, укрепляет ребѐнка в правильное восприятии и ощущении мира. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают небылицы как реальность, поэтому они в первую очередь направлены для более старших детей, которые уже имеют достаточно жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой в небылице ситуации. Пропевание небылиц взрослым способствует развитию свободы мышления у ребѐнка, развитию его фантазии, и, что немаловажно, чувство юмора. Очень важно, чтобы ребѐнок услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит в песенке-небылице что-то невероятное…
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди, колючий ѐж,
Больше ехать невтерпѐж,
Очень колешься ты, ѐж!
Небылицы – перевертыши
В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых события развиваются совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все применяемые образы противоречат жизненным реальным наблюдениям. Эти-то произведения и называются небылицами-перевѐртышами. Вас, детей, очень притягивает «перевѐрнутый мир», где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих седоках, ворота лают из-под собак…
Ребѐнок играет не только камешками, куклами, но и мыслями. Небывальщина необходима ребѐнка лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в своѐм знании, ребѐнок начинает свой мир превращать в игру, и эта игра присуща практически каждому ребѐнку на определѐнном умственном этапе своей жизни.
Кто из вас переворачивал с ног на голову какие-то понятия?...
Вот видите, вы не лишены юмора!. Ведь в основе перевѐртышей-небылиц лежит именно чувство юмора и большая тяга к познанию самой жизни! Этими играми вы проверяете полученные знания.
К пяти годам у ребѐнка уже имеются чѐткие реалистические представления об окружающем мире. Он прекрасно понимает, что невозможно по небу ходить, в маленькой ванне большого кита ловить. А перевѐртыши придумывают сами дети – это ваше творчество.
Небылицы-перевѐртыши пришли к нам из далѐких скоморошьих времѐн. Практически все скоморошины – это небылицы:
Среди моря овин горит,
По чисту полю корабль бежит.
Для художественного приѐма скоморохов характерна перестановка объекта действия, небыличность в узком смысле этого слова. Во взрослом фольклоре эта тяга к небылицам вызвана Во взрослом фольклоре эта тяга к небылицам вызвана не в том, чтобы всем показать, какие взрослые умные, а в первую очередь они стремились к юмору!
Задача перевѐртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребѐнка, дать ему обильный материла, который требует анализа и систематизации логики. А народная педагогика получила эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу конь из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались сели на ворон,
Избы убежали из деревни вон…
В песнях скоморохов небылицы и перевѐртыши выступают в своѐм единстве. В колыбельные, прибаутки, докучные сказки, а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического персонажа вносятся домашние животные, звери, которые переодеваются как люди, выполняют людскую работу, и вообще – очеловечиваются. Как правило, такие перевѐртыши существуют в своѐм чистом виде, не взаимодействуя с другими жанрами.
Конкурсное задание: найти в книгах или в интернете небылицы и небылицы- перевертыши (не менее пяти каждой). Составить презентацию в программе Power Point и защитить ее.