Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения

Практическая работа № 3

по дисциплине

 

Студентки гр. ЗСДО(Л) -16

Салиева Д.У.

 

 

г. Симферополь, 2020

Дата и время проведения: 08.04.2020 18:10-19:40

Тема занятия: Воспитание навыков правильного дыхания и голоса.

Цель: совершенствовать у студентов навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа дыхания, способствующего развитию лучших качеств речевого голоса: силы, мощности, легкости, гибкости, хорошего тембрального звучания; формировать умения и навыки, обеспечивающие развитие профессиональных качеств устной речи будущего специалиста: четкой артикуляции, ясной дикции, логичности, образности и выразительности.

 

1. Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»:

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

 

2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):

•     Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

Упражнения для щёк:

1) надувать щёки;

2) втягивать щёки;

3) перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

4) «полоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

1) улыбнуться («и-и-и»);

2) сложить губы в трубочку («у-у-у»);

3) двигать губами от правой щеки к левой;

4) двигать губами по кругу;

5) «развесить губы»;

•     Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

Буль-бульки.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

«Насос».

Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, – выдох. Попробовали? А теперь тоже самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» «фффффуу!..». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!.. ффффф!..». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4–5 раз подряд. Раз от разу можно будет увеличивать число наклонов.

•     Упражнения на развитие дикции (скороговорки).

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Проворонила ворона вороненка.

 

Труба трубит, труба поет,

Трубач по улице идет.

 

Белый снег, белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой белка не была.

 

На дворе — трава, на траве — дрова.

 

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

 

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

•     Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.

«Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ. Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!». Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке – на самом кончике губ.

«Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака

«Книжка про книжки»:


У Скворцова                  И без начала,

Гришки                           Переплеты

Жили-были                     Как мочала,

Книжки                           На листах

Грязные,                          Каракули.

Лохматые,                  Книжки

Рваные,                            Горько

Горбатые,                        Плакали.

Без конца


Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки

             горько

                             плакали!

3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:

•     Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

•     Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

•     Укажите, какие процессы активизируются при проведении самомассажа.

Самомассаж делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную систему и другие системы организма, улучшая тонус мышц всего тела.Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полётность, и нижняя резонаторная система, дающая тембральную окраску голоса.

4. В пособии Смирнова, И. А. «Логопедия: Иллюстрированный справочник», ознакомиться с Приложением 1 «Артикуляция звуков» (стр. 213). В Приложении 2 этого же пособия (стр. 215-218), расшифровать слова по профилям звуков (минимум 10). Зарисовать 2-3 слова с помощью таких профилей самостоятельно (слова на выбор).

 

Список литературы:

 

1. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 – 100 с. – Электронный ресурс: https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Sergeeva_Praktikum_po_postanovke_golosa.pdf

 

2. Скрябина, Д. Ю. Логопедия: хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. — Глазов: ГГПИ им. Короленко, [б. г.]. — Том 1 — 2019. — 267 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130532 (основы фонопедии).

 

3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: 2019-12-06 / Е. В. Лаврова. — 2-е изд. (эл.). — Москва: В. Секачев, 2019. — 184 с. — ISBN 978-5-4481-0464-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129778

 

4. Смирнова, И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник: учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97792

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: