ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОШЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ
СПОСОБОМ РЕМОНТНЫХ РАЗМЕРОВ
И ПОСТАНОВКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИ
Цель работы.
Освоить приемы определения характера износов цилиндрических поверхностей, методику установления ремонтных размеров и изучить способы восстановления цилиндрических рабочих поверхностей методом ремонтных размеров и постановкой дополнительной детали.
Задание.
Ознакомиться с оборудованием рабочего места и изучить руководство по выполнению данной работы; замерить детали, установить характер (форму) износа и определить ремонтные размеры для шатунных шеек коленчатого вала, для цилиндров двигателя; проверить изношенность резьбовых отверстий в блоке и головке цилиндров, отверстий под шпильки крепления в головках цилиндров и в других деталях и определить возможность восстановления этих отверстий путем постановки дополнительных деталей (ввертышей и втулок).
Оборудование и материалы.
Вертикально-сверлильный станок; расточной станок для расточки цилиндров автомобильных двигателей; поверочная плита 2-го класса точности (размером 750 х 1000 мм); разметочные призмы 1-го класса точности (размером 150 х 150 х 80 мм); станина с центрами для установки коленчатых валов (высота центров 300 мм, расстояние между центрами 1500 мм); индикатор часового типа с ценой деления 01мм; универсальный штатив для индикатора; штангенрейсмус 300 мм; микрометры 0...25, 25...50, 50...75 и 75...100 мм; нутромер индикаторный 50...100 мм; блок цилиндров двигателя ГАЗ-53; цилиндр пускового двигателя П-10М; коленчатые валы двигателей различных марок; гильзы тракторных двигателей; головки цилиндров; толкатели; клапаны; крестовины сателлитов; корпуса коробки передач автомобилей и тракторов.
|
|
Общие сведения. Метод ремонтных размеров основан на комплектовании соединений из деталей, отличающихся размерами соединяемых поверхностей от первоначальных, но обеспечивающих
начальный зазор (натяг), равный зазору (натягу) нового соединения. Эти размеры, отличающиеся от первоначальных, называют ремонтными. Они могут быть свободными или стандартными.
В случае свободных размеров для достижения начального зазора или натяга в соединении поверхности более дорогой детали обычно обрабатывают до удаления искажения геометрической формы и изготовляют для комплектации соединения менее дорогую деталь под этот размер.
В случае использования стандартного ремонтного размера для достижения начального зазора или натяга в соединении поверхность более дорогой детали обрабатывают не только до выведения следов износа, но и снимают еще некоторый слой материала с целью получения необходимой посадки с заранее изготовленной менее дорогой деталью, имеющей стандартный ремонтный размер. Так обрабатывают шейки коленчатого вала до стандартных ремонтных размеров с целью комплектации их с вкладышами стандартных ремонтных размеров; зеркало гильзы для комплектации с поршнем стандартного ремонтного размера и т. д.
|
|
Преимущество стандартных ремонтных размеров перед свободными состоит в том, что в первом случае есть возможность организовать массовое промышленное производство заменяемых деталей и осуществлять ремонт машин по принципу частичной взаимозаменяемости, что существенно сокращает его продолжительность.
Ремонтные размеры валов и отверстий отличаются от номинальных, как правило, на доли миллиметра, т. е. находятся в одном интервале размеров, поэтому допуски остаются прежними. Требования к макрогеометрии, шероховатости, твердости и износостойкости поверхности не меняются.
Стандартные ремонтные размеры широко используют для соединений коленчатый вал — вкладыш, гильза — поршень, поршень — поршневой палец, гильза — поршневое кольцо и др.
Число стандартных ремонтных размеров для соединений одного и того же вида, но для машин разных марок неодинаково и зависит от многих факторов: износа деталей, при котором должна быть прекращена эксплуатация соединения; однородности материала детали по глубине от поверхности; точности оборудования и инструмента, применяемого при обработке детали под ремонтный размер и изготовлении заменяемых деталей; конструктивной прочности деталей; ограничений, накладываемых рабочими процессами самих машин, и пр.
Недостатки метода ремонтных размеров: осложнения в организации ремонта, вызванные ограниченной взаимозаменяемостью; понижение ресурса соединений из-за возрастания удельных нагрузок (например, из-за уменьшения диаметра шейки коленчатого
вала и при одновременном увеличении массы поршня ремонтного размера); необходимость переналадки оборудования; затраты на маркировку.
Ремонтный размер зависит от износа детали, припуска на обработку и условий, налагаемых рабочим процессом самой машины в отношении сохранения первоначального положения геометрической оси обрабатываемой детали, что обычно оговаривают требованиями завода-изготовителя.
Характерный для определенной поверхности детали износ и поле рассеивания его значений устанавливают микрометражом после разборки соединений в машинах, эксплуатировавшихся в рядовых условиях в разных агроклиматических зонах страны. Для заблаговременного решения вопроса о ремонтных размерах используют информацию по машинам-аналогам, руководствуясь принципом преемственности конструкций и повторяемости условий эксплуатации.
Метод восстановления посадки соединения постановкой дополнительных деталей представляет собой разновидность метода ремонтных размеров. Его применяют при установке полуколец
под вкладыши коренных опор коленчатого вала двигателей и закреплении их штифтами; запрессовке сухих гильз или втулок в гильзы, исчерпавшие ресурс последнего стандартного ремонтного размера; установке всевозможных дополнительных колец, накладок и т. п. Метод получает все большее распространение в ремонтной практике, поскольку позволяет вернуться при ремонте к номинальным размерам заменяемых деталей (поршней, вкладышей, толкателей и пр.) со всеми вытекающими отсюда положительными моментами, касающимися условий работы соединений, предусмотренных при конструировании.
Этот способ имеет ряд преимуществ:
позволяет восстанавливать сильно изношенные шейки валов и отверстия деталей под номинальные или ремонтные размеры;
|
|
не требует нагрева основной детали, благодаря чему термическая обработка стальных деталей не нарушается;
позволяет получить высокое качество рабочей поверхности.
Недостаток этого метода — определенное ухудшение условий теплопередачи, например от запрессованной сухой гильзы или свернутой втулки к материалу гильзы или блоку цилиндров двигателя, что при прочих равных условиях может приводить к форсированному изнашиванию зеркала или даже задирам.
Порядок выполнения работы. 1. Изучают особенности способа ремонтных размеров.
1.1. Определяют ремонтные размеры для шатунных шеек коленчатого вала двигателя по справочным и опытным результатам измерений, мм:
чертежный диаметр шейки dBH =...;
минимальный допустимый диаметр шейки dBmin =...;
припуск на обработку на диаметр Ав =...;
наибольшие диаметры шеек dBHail6 =...;
наименьшие значения диаметров шеек дв.наим. =...;
завод-изготовитель не допускает при ремонте изменения радиуса кривошипа (ев = 0).
1.1.1. Равномерный износ шейки вала, мм,
1.1.2. Односторонний износ шейки вала, мм,
1.1.3. Межремонтный интервал, мм,
1.1.4. Число ремонтных размеров
1.1.5. Ряд ремонтных размеров шатунной шейки, мм:
2. Устанавливают ремонтные размеры для цилиндров двигателя по справочным и опытным результатам измерений, мм:
номинальный диаметр цилиндра DOH =...;
максимальный допустимый диаметр цилиндра Domax = —'•>
припуск на обработку цилиндра (на диаметр) DQ=...;
наименьшие диаметры цилиндров Вонаим =...;
наибольшие диаметры цилиндров Воншб =...;
завод-изготовитель допускает смещение первоначального положения геометрической оси цилиндра не более 2 мм (е0 < 0,2 мм).
2.1. Равномерный износ зеркала цилиндра, мм,
2.2. Односторонний износ зеркала цилиндра, мм,
2.3. Проверяют выполнение условия:
2.4. Межремонтный интервал, мм,
2.5. Число ремонтных размеров
2.6. Ряд ремонтных размеров двигателя, мм,
3. Изучают особенности восстановления изношенных сопряжений машин методом постановки дополнительных деталей.
3.1. Проверяют изношенность резьбовых отверстий в блоке и головке цилиндров, отверстий под шпильки крепления в головках цилиндров и в других деталях.
|
|
3.2.Определяют возможность восстановления этих отверстий путем постановки дополнительных деталей (ввертышей и втулок).
Отчет о работе. Он должен содержать.
1. Описание методики проведенной работы.
2. Результаты замера деталей с указанием их овальности, конусности, коэффициента неравномерности износа, ремонтного размера и числа ремонтных размеров.
3. Определение возможности ремонта конкретной детали путем постановки дополнительных деталей с указанием размеров обработки восстанавливаемой поверхности и дополнительной детали.
4. Краткие выводы и объяснения полученных результатов.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова сущность восстановления изношенных сопряжений машин способом ремонтных размеров и постановки дополнительных деталей?
2. Перечислите достоинства и недостатки способа ремонтных размеров и постановки дополнительных деталей.
3. Как определяют число ремонтных размеров?
4. Как определяют ряд ремонтных размеров двигателя?