Задания по учебной практике
Техническое редактирование
для студентов 2 курса заочной формы обучения
по специальности 42.02.02 Издательское дело
Студент группы 2КТ0-ЗО ____________________________________________ фамилия инициалы студента
Преподаватель Михайлова Н.И.
Оценка о выполнении:_____________
Москва 2019
Пояснительная записка
Учебная практика по теме 02.01 «Компьютерная верстка» ПМ 02 «Художественно-техническое редактирование» обеспечивает закрепление теоретического материала и дает возможность привить студентам практические умения и отработать навыки по компьютерной верстки.
Для выполнения работы необходимо поместить текст из папки «Практикум» в программу InDesign и сделать верстку по индивидуальному, размеченному практикуму по Техническому редактированию.
Формат издания определяется номером варианта (смотреть таблицу)
Задание по учебной практике выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно и сдаются в учебное отделение в комплекте с титульным листом.
|
|
№ Варианта | Формат издания |
1 | 60х84/32 |
2 | 60х90/32 |
3 | 70х90/32 |
4 | 75х90/32 |
5 | 70х100/32 |
6 | 70х108/32 |
7 | 84х108/32 |
8 | 60х84/16 |
9 | 60х90/16 |
10 | 70х90/16 |
Дмитрий Завьялов
Повседневная жизнь
ПЕТЕРБУРГА
НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ
Молодая гвардия
Дмитрий Завьялов
Повседневная жизнь
ПЕТЕРБУРГА
НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ
Записки очевидцев
Москва
Молодая гвардия
2012
УДК 947-470.23-25
ББК 63.3(2)
З 36
Завьялов Д. А.
3 36 Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX—XX веков: записки очевидцев / Дмитрий Завьялов. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 467[13]с.: ил.
ISBN 978-5-235-02395-1
Автор книги — юрист Д. А. Завьялов — принадлежал к последнему поколению истинных петербуржцев. В его воспоминаниях о жизни, быте и нравах столичного города конца XIX — начала XX века нашел отражение взгляд на Петербург представителей демократической интеллигенции России. Автор, одаренный наблюдательностью и чувством юмора, увлекательно рассказывает о жизни петербуржцев различных сословий предреволюционной поры.
УДК 947-470.23-25
ББК 6З.3(2)
ISBN 978-5-235-02395-1
© Вощинина Е. И., составление, 2012
© Издательство АО «Молодая гвардия»,
художественное оформление, 2012
ОТ АВТОРА
В ряде очерков мне хочется рассказать нашим молодым современникам и тем, кто будет жить после нас, то, что я помню о быте и нравах «последнего» Петербурга (с середины 90-х годов прошлого века до 1914 года, начала империалистической войны, когда город был переименован в Петроград).
Описываемые два десятилетия были действительно последними для Санкт-Петербурга, но важнее даже то, что в ту пору уже чувствовались его обреченность, близость конца изжившего себя строя по совершенной очевидности разящего неравенства, крайности богатства и бедности, несправедливости всего порядка вещей.
|
|
Это было время, интересное для судьбы города. Время крупных открытий в науке и технике, время больших взлетов в области литературы и искусства. На моей памяти появились первые кинематографы, граммофоны, аэропланы. Я был одним из первых пассажиров трамвая, автомобиля.
Многоликая уличная толпа обогатилась потоком типажей из коммерсантов, купцов, банкиров, с одной стороны, и рабочих, ремесленников из деревни, приказчиков — с другой. Множились и расширялись магазины.
Я надеюсь, что читатель, ознакомившись с очерками, возымеет желание лишний раз пройтись по нашему прекрасному городу, сопоставляя современное и минувшее. И это уже хорошо.
Ленинград, 1976
РЕКИ, КАНАЛЫ И ЖИЗНЬ НА НИХ
И тут же дети голыми ногами
Месили груды желтого песка,
Таскали — то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались…
А. Блок
Петербург строился как крепость и порт. Но строился он не на море, а на реке. Город не обращен к морю — вся его жизнь в течение по крайней мере двух веков ориентировалась на реку и каналы. И застраиваться город начал главным образом по рекам. Нева главенствовала в городе, даже когда крепость утратила свое военное значение и порт переместился с Троицкой площади ближе к морю.
В Петербурге конца XIX — начала XX века — уже крупном промышленном городе — еще сохранялась эта значимость рек и каналов для жителей его. В первую очередь потому, что наземной связи между повсюду возникающими фабриками и заводами почти не было (еще не появились железнодорожные подъездные пути), и естественно, что вся связь осуществлялась в основном по воде.
В некоторых местах Большая и Средняя Невки оказывались сплошь забитыми баржами, пристанями, дебаркадерами. Так как баржи были деревянные и требовали плотничьего ремонта и осмолки, то для них близость завода не имела значения. Зимовали, как правило, только баржи надежной постройки, рассчитанные на длительный срок перевозки грузов (кирпича, бута, песка, гравия, путиловской плиты и пр.). Баржи, привозившие в город дрова, были обычно легкой постройки, с расчетом на «одну воду», то есть на 2—3 рейса. Эти баржи после очередной разгрузки разбирались на «барочный» лес, идущий на временные постройки, дешевые дома на окраинах и частично на топливо. «Барочный» лес продавался на месте очень дешево, так как был сырой и весь в дырах от деревянных нагелей.
Садок[1]
|
Такие садки стояли на Неве, Невках и Фонтанке. Особенно большие садки стояли на Неве против Сената и на Фонтанке у Аничкова моста. Они славились разнообразием отборного товара, и цены здесь были повыше, покупатели побогаче. В остальные садки приходила публика проще. Больше всего покупателей было в Масленицу и посты, когда многие не ели мясного.
Среди покупателей встречались и такие, у которых денег было мало, а полакомиться вкусной икрой хотелось. И вот приходили такие «покупатели» со своей булкой, подавали ее приказчику, прося помазать ее икрой то того, то другого сорта, чтобы попробовать, прежде чем купить. Так они пробовали несколько сортов, а потом, находя, что икра-де горьковата или солоновата, уходили, неплохо закусив, провожаемые недоброжелательными взорами хозяев и продавцов.
|
|
Зимой оживлялась переправа через Неву по льду. Для пешеходов и переездов на лошадях у берегов строились деревянные сходни и съезды на лед, засыпаемые снегом. Такие переправы устраивались во многих местах, например с Французской набережной до клиники Виллие. От набережной Зимнего дворца до Зоологического сада ходил даже электрический трамвайчик, перевозивший за пятак (малых детей при родителях — бесплатно). По льду прокладывалась узкоколейка, вагончик малюсенький, на нем ригель с колесиком, катившимся по проводу.
Каток
Катки тоже сооружались только на реках, а в зимы, когда лед был надежный, на Мойке, у Исаакиевской площади, были катки с ледяными горами.
Сначала они освещались керосиновыми фонарями, позднее — электрическими. По воскресеньям там играл духовой оркестр. Катки на Фонтанке около Аничкова моста и на Мойке сооружались на днищах барок, иначе сточные воды могли нарушить прочность льда. Чтобы вокруг катка не собирались толпы зевак, предприниматель ограждал каток забором из парусины, натянутой на высоких столбах.
Когда лед на заливе был надежный, из гавани Васильевского острова в Кронштадт мчались тройки, перевозившие главным образом морских офицеров. Тройки были лихие, и многие предпочитали прокатиться на них, чем ехать на поезде до Ораниенбаума, а затем на небыстрых лошадях до Кронштадта.
Иордань
Описывая зимнюю жизнь Невы, надо сказать несколько слов об Иордани. 6 января по старому стилю праздновалось Крещение. Во льду против Зимнего дворца вырубалась майна, над ней сооружалась часовня в виде красивого павильона. Это сооружение и называлось Иорданью — так легенда из Палестины была перенесена на лед холодной Невы.
После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времен. На лед выходила и царская семья. Высший духовный служитель опускал крест в воду, в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости.
|
|
По представлению верующих, вода в Неве мгновенно становилась святой, и все по очереди подходили испить ее, несмотря на то что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду ее загрязнения сточными водами.
После водосвятия царь принимал крещенский парад — мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.
Набивали ледники льдом особые артели[2]. Эта работа была также опасна и требовала особой сноровки. «Кабаны» опускали вниз, в ледник, по доскам на веревках, а там рабочие принимали их и укладывали рядами. Бывали случаи, когда «кабан» срывался со скользкой веревки и калечил рабочих, стоящих внизу.
[1] Садок — устройство для сохранения пойманной живой рыбы.
[2] Артель — различные формы добровольных объединений людей с целью осуществления общей хозяйственной деятельности.