МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ
МОТИВ
ФРАЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПЕРИОД
СЕКВЕНЦИЯ – повторение какого-либо оборота от разных ступеней.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ
# диез повышает ноту на полтона
бемоль понижает ноту на полтона
бекар отменяет # и
Х дубль диез повышает ноту на 1 тон
дубль бемоль понижает ноту на 1 тон
ТОН– расстояние между двумя клавишами, равное двум
полутонам.
ПОЛУТОН – самое маленькое расстояние между двумя
клавишами.
АЛЬТЕРАЦИЯ – изменение ступеней, т.е. их повышение или понижение.
СЧЕТ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
1 ПРИМА 4 КВАРТА 7 СЕПТИМА
2 СЕКУНДА 5 КВИНТА 8 ОКТАВА
3 ТЕРЦИЯ 6 СЕКСТА
ИНТЕРВАЛ – расстояние между двумя звуками лада
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ
Название | Обозначение | Кол-во ступеней | Кол-во тонов | Попевки |
Чистая прима | ч 1 | 1 | 0 | Андрей-воробей |
Малая секунда | м 2 | 2 | 0,5 | Песенка козы |
Большая секунда | б 2 | 2 | 1 | Песенка волка |
Малая терция | м 3 | 3 | 1,5 | Тёмна ночь |
Большая терция | б 3 | 3 | 2 | Светлый день |
Чистая кварта | ч 4 | 4 | 2,5 | Постой –погоди! |
Чистая квинта | ч 5 | 5 | 3,5 | Вопрос – ответ |
Малая секста | м 6 | 6 | 4 | О, тёмна ночь |
Большая секста | б 6 | 6 | 4,5 | О, светлый день |
Малая септима | м 7 | 7 | 5 | Я, септима, я малая |
Большая септима | б 7 | 7 | 5,5 | Сирена, большая |
Чистая октава | ч 8 | 8 | 6 | Туда – сюда |
Тритоны – это интервалы в которых 3 тона (ув4, ум5)
|
|
В мажоре натуральном ув4 на IV ст., ум5 на VII ст.
В мажоре гармоническом ув4 на VI ст., ум5 на II ст.
В миноре натуральном ув4 на VI ст., ум5 на II ст.
В миноре гармоническом ув4 на IV ст., ум5 на VII# ст.
Характерные интервалы
ув2 – ум7: в мажоре на VI ст. – VII ст.
в миноре на VI ст. – VII # ст.
ув5 – ум4: в мажоре на VI ст. – III ст.
в миноре на
Порядок появления диезов
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
__________________
_______________
_______________ До мажор
_______________ ля минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Соль мажор
_______________ ми минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Ре мажор
_______________ си минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Ля мажор
_______________ фа# минор
_______________
_____________________
__________________
__________________ Ми мажор
__________________ до# минор
__________________
_______________________
____________________
|
|
____________________ Си мажор
____________________ соль# минор
____________________
________________________
_____________________
_____________________ Фа# мажор
_____________________ ре # минор
_____________________
_____________________________
_________________________
_________________________ До# мажор
_________________________ ля# минор
_________________________
Порядок появления бемолей
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
__________________
_______________
_______________ До мажор
_______________ ля минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Фа мажор
_______________ ре минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Си мажор
_______________ соль минор
_______________
__________________
_______________
_______________ Ми мажор
_______________ до минор
_______________
_______________________
____________________
____________________ Ля мажор
____________________ фа минор
____________________
_________________________
_____________________
_____________________ Ре мажор
_____________________ си минор
_____________________
__________________________
______________________
______________________ Соль мажор
______________________ ми минор
______________________
____________________________
________________________
________________________ До мажор
________________________ ля минор
________________________
ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛАЯ 4 доли,считаем: 1-и-2-и-3-и-4-и
ПОЛОВИННАЯ 2 доли, считаем: 1-и-2-и
ЧЕТВЕРТНАЯ 1 доля, считаем: 1-и
ВОСЬМЫЕ полдоли, считаем: раз или и
ШЕСТНАДЦАТЫЕ 1/4 доли
ПАУЗЫ
ПАУЗА – это знак молчания в музыке. Паузы бывают такие
же как длительности.
Целая
Половинная
Четвертная
Восьмая
Шестнадцатая
РИТМОСЛОГИ
БО-МА БО-МА-А-А
БОМ БО-МА-А
ДИ-ЛИ ЖУ-ЛИ
ТА-КА-ТА-КА ЗИ-КА
ДИ-ТА-КА ТА-КА-ЛИ
ЗВУКОРЯДЫ
ТРИХОРД звукоряд из 3-х звуков
ТЕТРАХОРД звукоряд из 4-х звуков
ПЕНТАХОРД звукоряд из 5-ти звуков
ГЕКСАХОРД звукоряд из 6-ти звуков
ГАММА звукоряд из 7 звуков. Поступенное движение от тоники до следующей тоники.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ГАММЫ гаммы с одиннаковыми знаками при ключе. Мажорная и минорная гаммы находятся на расстоянии малой терции(1,5 тона) друг от друга.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА – гамма, состоящая из полутонов.
В мажоре – не изменяются вверх III и VI ступени, а вниз I и V.
В миноре – не изменяются, и вверх, и вниз I и V ступени.
ВИДА МИНОРА
НАТУРАЛЬНЫЙ - знаки при ключе.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ - с повышенной VII ступенью.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ - вверх повышаются VI и VII ступени,
а вниз – как натуральный.
ДВАЖДЫГАРМОНИЧЕСКИЙ - с повышенными IV и VII
ступенями.
ВИДА МАЖОРА
НАТУРАЛЬНЫЙ - знаки при ключе
ГАРМОНИЧЕСКИЙ - с пониженой VI cтупенью
МЕЛОДИЧЕСКИЙ - вверх как натуральный, вниз
понижаются VI, VII ступени
ДВАЖДЫГАРМОНИЧЕСКИЙ - понижается II и VI
ступени
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.
|
|
Лады, образованные от натурального мажора.
ЛИДИЙСКИЙ – повышается IV ступень.
МИКСОЛИДИЙСКИЙ – понижается VII ступень.
ПЕНТАТОНИКА – нет IV и VII ступени.
Лады, образованные от натурального минора.
ФРИГИЙСКИЙ – понижается II ступень.
ДОРИЙСКИЙ – повышается VI ступень.
ПЕНТАТОНИКА – нет II и VI ступени.
ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНИЙ
В ладу 7 ступеней.
На каждой ступени можно построить трезвучия.
На I, IV,V ступенях – трезвучия называются ГЛАВНЫЕ.
На II,III,VI,VII ступенях – трезвучия называются ПОБОЧНЫЕ.
Побочные трезвучия на ряду с главными образуют 3 функциональные группы и являются своеобразными
“ заменителями” T, S, D
T группа – T53, III53, VI53
S группа – S53, II53, VI53
D группа – III53, D53, VII53
ТАБЛИЦА АККОРДОВ.
I - T53, S64, II2
II - II7, D64, D43
III - T6, III7
IV - S53, II65, D2
V - Т64, K64, D7
VI - II43, S6
VII - VII7, D6(5)
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ
НЕПОЛНЫЙ T53 – S53 – T53, T53 – D53 – T53
ПОЛНЫЙ T53 – S53 – D53 – T53
ПРЕРВАНЫЙ D - VI
ПРОХОДЯЩИЕ T53 – D64 – T6 T6 - D 64 – T53
T53 – II –T6 T6 – II – T53
T53 – II – D64 – T6 T6 – II – D 64 – T53
S53 – T64 – S 6 S6 –T64 – S53
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ T53 – S 64 –T53, T53 – D6 –T53
T53 –S64 – (T53) – D 6 – T53
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ S53 –K64 – D – T
(кадансовый) VI53 – K64 – D – T
ОТКЛОНЕНИЕ временный переход в другую тональность (2-3 аккорда)
ФОРМУЛА ОТКЛОНЕНИЯ D →
МОДУЛЯЦИЯ – постоянный переход в другую тональность.
ФОРМУЛА МОДУЛЯЦИИ D → = T
ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие, которое состоит из 3-х звуков, расположенных через терцию.
ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ
Б53 = б3 + м 3 мажорное
М53 = м3 + б3 минорное
Ум53 = м3 + м3 уменьшённое
Ув53 = б3 + б 3 увеличенное
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
ОБРАЩЕНИЕ – перенос нижнего звука на октаву, вверх или верхнего на октаву вниз.
Б6 = м 3 + ч 4 мажорный секстаккорд
|
|
М6 = б 3 + ч 4 минорный секстаккорд
Б 64 = ч 4 + б 3 мажорный квартсекстаккорд
М 64 = ч 4 + м 3 минорный квартсекстаккорд
ВИДОВ СЕПТАККОРДОВ.
МБ7 - малый мажорный (Б53 + м3)
ММ7 – малый минорный (М53 + м3)
МУм7 – малый уменьшенный (Ум53 + б3)
Ум7 – уменьшенный (Ум53 + м3)
ББ7 – большой мажорный (Б53 + б3)
БМ7 – большой минорный (М53 + б3)
БУв7 – большой увеличенный (Ув53 + м3)