Гармонические обороты

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ

МОТИВ

ФРАЗА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПЕРИОД

СЕКВЕНЦИЯ – повторение какого-либо оборота от разных ступеней.


 

 




МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

 

# диез повышает ноту на полтона

бемоль понижает ноту на полтона

бекар отменяет # и

 

Х дубль диез повышает ноту на 1 тон

дубль бемоль понижает ноту на 1 тон

 

ТОН– расстояние между двумя клавишами, равное двум  

       полутонам.

 

ПОЛУТОН – самое маленькое расстояние между двумя  

клавишами.

АЛЬТЕРАЦИЯ – изменение ступеней, т.е. их повышение или понижение.

 

СЧЕТ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

 

1 ПРИМА   4  КВАРТА           7 СЕПТИМА

2 СЕКУНДА   5 КВИНТА            8 ОКТАВА

3 ТЕРЦИЯ  6 СЕКСТА

ИНТЕРВАЛ – расстояние между двумя звуками лада

 

ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ

Название Обозначение Кол-во ступеней Кол-во тонов Попевки
Чистая прима ч 1 1 0 Андрей-воробей
Малая секунда м 2 2 0,5 Песенка козы
Большая секунда б 2 2 1 Песенка волка
Малая терция м 3 3 1,5 Тёмна ночь
Большая терция б 3 3 2 Светлый день
Чистая кварта ч 4 4 2,5 Постой –погоди!
Чистая квинта ч 5 5 3,5 Вопрос – ответ
Малая секста м 6 6 4 О, тёмна ночь
Большая секста б 6 6 4,5 О, светлый день
Малая септима м 7 7 5 Я, септима, я малая
Большая септима б 7 7 5,5 Сирена, большая
Чистая октава ч 8 8 6 Туда – сюда

Тритоны – это интервалы в которых 3 тона (ув4, ум5)

В мажоре натуральном ув4 на IV ст., ум5 на VII ст.

 

В мажоре гармоническом ув4 на VI ст., ум5 на II ст.

 

В миноре натуральном ув4 на VI ст., ум5 на II ст.

 

В миноре гармоническом ув4 на IV ст., ум5 на VII# ст.

 

Характерные интервалы

ув2 – ум7: в мажоре на VI ст. – VII ст.

              в миноре на VI ст. – VII # ст.                                

ув5 – ум4: в мажоре на VI ст. – III ст.

             в миноре на

 

 



Порядок появления диезов

 

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

 

 


 

 


__________________                                                         

_______________      

_______________ До мажор                  

_______________ ля минор

_______________

 

__________________        

_______________      

_______________ Соль мажор

_______________ ми минор

_______________

 

__________________        

_______________      

_______________ Ре мажор

_______________ си минор

_______________

 

__________________        

_______________      

_______________ Ля мажор

_______________ фа# минор

_______________

_____________________        

__________________      

__________________ Ми мажор

__________________ до# минор

__________________

 

_______________________        

____________________      

____________________ Си мажор

____________________ соль# минор

____________________

 

 

________________________        

_____________________  

_____________________ Фа# мажор

_____________________ ре # минор

_____________________

 

_____________________________        

_________________________      

_________________________ До# мажор

_________________________ ля# минор

_________________________


 




Порядок появления бемолей

 

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

 

 


__________________                                                         

_______________      

_______________ До мажор                  

_______________ ля минор

_______________

 

__________________       

_______________      

_______________ Фа мажор

_______________ ре минор

_______________

 

__________________        

_______________      

_______________ Си    мажор

_______________ соль минор

_______________

 

__________________        

_______________      

_______________ Ми    мажор

_______________ до минор

_______________

_______________________        

____________________      

____________________ Ля    мажор

____________________ фа минор

____________________

 

_________________________        

_____________________      

_____________________ Ре    мажор

_____________________ си    минор

_____________________

 

 

__________________________        

______________________      

______________________ Соль     мажор

______________________   ми       минор

______________________

 

____________________________        

________________________      

________________________ До    мажор

________________________ ля    минор

________________________

 


ДЛИТЕЛЬНОСТИ

 

ЦЕЛАЯ                          4 доли,считаем: 1-и-2-и-3-и-4-и

             

 ПОЛОВИННАЯ            2 доли, считаем: 1-и-2-и

              

ЧЕТВЕРТНАЯ               1 доля, считаем: 1-и

ВОСЬМЫЕ                   полдоли, считаем: раз или и

             

ШЕСТНАДЦАТЫЕ                      1/4 доли

ПАУЗЫ

 

ПАУЗА – это знак молчания в музыке. Паузы бывают такие  

            же как длительности.

         

  Целая

         

Половинная

             

 Четвертная

              

Восьмая

            

 Шестнадцатая

 

 

РИТМОСЛОГИ

 

 

БО-МА                                               БО-МА-А-А

 

БОМ                                                    БО-МА-А

 

ДИ-ЛИ                                                ЖУ-ЛИ

 

ТА-КА-ТА-КА                                   ЗИ-КА

 

ДИ-ТА-КА                                          ТА-КА-ЛИ

 

 

 

ЗВУКОРЯДЫ

 

ТРИХОРД        звукоряд из 3-х звуков

ТЕТРАХОРД    звукоряд из 4-х звуков

ПЕНТАХОРД звукоряд из 5-ти звуков

ГЕКСАХОРД   звукоряд из 6-ти звуков

ГАММА       звукоряд из 7 звуков. Поступенное движение от тоники до следующей тоники.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ГАММЫ   гаммы с одиннаковыми знаками при ключе. Мажорная и минорная гаммы находятся на расстоянии малой терции(1,5 тона) друг от друга.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА – гамма, состоящая из полутонов.

В мажоре – не изменяются вверх III и VI ступени, а вниз I и V.

В миноре – не изменяются, и вверх, и вниз I и V ступени.

 

ВИДА МИНОРА

 

НАТУРАЛЬНЫЙ -    знаки при ключе.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ - с повышенной VII ступенью.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ -    вверх повышаются VI и VII ступени,  

                                     а вниз – как натуральный.

ДВАЖДЫГАРМОНИЧЕСКИЙ - с повышенными IV и VII  

                                                                               ступенями.

ВИДА МАЖОРА

НАТУРАЛЬНЫЙ -       знаки при ключе

ГАРМОНИЧЕСКИЙ - с пониженой VI cтупенью

МЕЛОДИЧЕСКИЙ - вверх как натуральный, вниз   

                                    понижаются VI, VII ступени

ДВАЖДЫГАРМОНИЧЕСКИЙ - понижается II и VI 

                                                                                ступени

 

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.

Лады, образованные от натурального мажора.

 

ЛИДИЙСКИЙ – повышается IV ступень.

МИКСОЛИДИЙСКИЙ – понижается VII ступень.

ПЕНТАТОНИКА – нет IV и VII ступени.

 

Лады, образованные от натурального минора.

 

ФРИГИЙСКИЙ – понижается II ступень.

ДОРИЙСКИЙ – повышается VI ступень.

ПЕНТАТОНИКА – нет II и VI ступени.

 

 

ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНИЙ

 

В ладу 7 ступеней.

На каждой ступени можно построить трезвучия.

На I, IV,V ступенях – трезвучия называются ГЛАВНЫЕ.

На II,III,VI,VII ступенях – трезвучия называются ПОБОЧНЫЕ.

Побочные трезвучия на ряду с главными образуют 3 функциональные группы и являются своеобразными

 “ заменителями” T, S, D

T группа – T53, III53, VI53

S группа – S53, II53, VI53

D группа – III53, D53, VII53

ТАБЛИЦА АККОРДОВ.

I    - T53,  S64, II2

II  -  II7,   D64, D43

III - T6, III7

IV  - S53,  II65, D2

V   - Т64,   K64, D7

VI  - II43,  S6

VII - VII7, D6(5)

 

 

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

НЕПОЛНЫЙ     T53 – S53 – T53,         T53 – D53 – T53

ПОЛНЫЙ       T53 – S53 – D53 – T53

ПРЕРВАНЫЙ D  - VI

 

ПРОХОДЯЩИЕ T53 – D64 – T6                      T6 - D 64 – T53

                          T53 – II –T6                          T6 – II – T53

                         T53 – II – D64 – T6           T6 – II – D 64 – T53

                         S53 – T64 – S 6                 S6 –T64 – S53

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ   T53 – S 64 –T53,             T53 – D6 –T53

                                          T53 –S64 – (T53) – D 6 – T53

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ S53 –K64 – D – T

 (кадансовый)                 VI53 – K64  – D – T  

ОТКЛОНЕНИЕ  временный переход в другую тональность (2-3 аккорда)

 


ФОРМУЛА ОТКЛОНЕНИЯ D →  

МОДУЛЯЦИЯ – постоянный переход в другую тональность.

ФОРМУЛА МОДУЛЯЦИИ D →         = T  

 

 

ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие, которое состоит из 3-х звуков, расположенных через терцию.


ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ

Б53 = б3 +   м 3 мажорное

М53 = м3   + б3 минорное

 

Ум53 = м3 + м3 уменьшённое

Ув53 = б3 + б 3 увеличенное

 

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

 

ОБРАЩЕНИЕ – перенос нижнего звука на октаву, вверх или верхнего  на октаву вниз.

Б6 = м 3 + ч 4 мажорный секстаккорд

 

М6 = б 3 + ч 4 минорный секстаккорд

 

Б 64 = ч 4 + б 3 мажорный квартсекстаккорд

М 64 = ч 4 + м 3 минорный квартсекстаккорд



ВИДОВ СЕПТАККОРДОВ.

МБ7  - малый мажорный (Б53 + м3)

 

ММ7 – малый минорный (М53 + м3)

 

МУм7 – малый уменьшенный (Ум53 + б3)

 

Ум7 – уменьшенный (Ум53 + м3)

 

ББ7 – большой мажорный (Б53 + б3)

 

БМ7 – большой минорный (М53 + б3)

 

БУв7 – большой увеличенный (Ув53 + м3)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: