V. Подготовка материалов к исследовательской работе формирования цели проекта, заданий для команд, вопросов, на которые надо ответить, отбор литературы

I. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особенностей региона.

При собеседовании с учащимися школы оказалось, что многие интересуются лекарственными растениями, но не знают, какие виды растений произрастают в пригородном лесу и можно ли их собирать. На выбор темы также повлияло ежегодное участие школьников в практическом туре олимпиады по экологии, который предполагает защиту проекта. С учетом всех потребностей была выбрана тема “Изучение видового состава и запасов лекарственных трав Обуховского и Пушкарского лесничества”. Она соответствует интересам исследователей, актуальна, недостаточно изучена и важна в научном и практическом отношении, а также она может быть реально выполнима, что показывает следующий этап проекта.

II. Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.

  • Проведение исследования по указанной выше теме имеет ряд очевидных достоинств:
  • Доступность литературы по изучаемым вопросам.
  • Доступность и ясность методик.
  • Возможность обеспечить максимальную активность школьников, как при проведении самого исследования, так и при обработке результатов.
  • Отсутствие необходимости доставать сложное оборудование.
  • Возможность проведения исследования автономно только силами учителя и учеников школы.
  • Практическая значимость и востребованность результатов (возможность использования их на олимпиадах, конференциях).

III. Выделение подтем и тем в рамках выполняемого проекта, с целью сбора и обработки необходимой информации.

При организации работы по выполнению вышеназванного проекта учащимися были определены следующие направления сбора материала:

1. Основы фитотерапии.

1.1. Представления о лекарственных растениях. История применения лекарственных растений.

1.2. Современное использование лекарственных растений в медицине и в быту.

1.3. Сбор, сушка и хранение лекарственных растений.

1.4. Ресурсоведение лекарственных растений.

1.5. Оценка запасов лекарственного сырья.

Тема II. Экология леса. Предполагает получение экологических знаний о структуре и свойствах биоценоза.

Тема III. Экологической тропой. Подразделяется на изучение физико-географической и климатической характеристике территории исследования и практическую часть (которую выполняют все обучающиеся) - геоботаническое исследование территории Пушкарского лесничества, изучение методики геоботанического исследования.

Тема IV. Лес – целитель. Знакомит с видами лекарственных растений леса и разными методиками проведения количественной оценки ресурсов лекарственного сырья (методом пробных площадок и модельному растению). При изучении этой темы также проводится экскурсия в лес с целью изучения запасов сырья, проведения геоботанического исследования.

Тема V. Фитотерапия будущего. Освещает вопросы экономики природопользования и затрагивает экологические проблемы охраны видов.

В этой теме были предложены учащимися свои подтемы: “Проблемы охраны и восстановление лесов”, “Выращивание лекарственных растений на приусадебных участках”.

IV. Формирование творческих групп в соответствии с выбранными подтемами и видами деятельности.

V. Подготовка материалов к исследовательской работе формирования цели проекта, заданий для команд, вопросов, на которые надо ответить, отбор литературы.

5.1. Формулировка общей цели проекта вызвана противоречием между изначально богатыми природными запасами лекарственных растений на территории Пушкарского лесничества и их истощением в связи с неквалифицированным сбором.

Цель работы – создание системы рекомендаций по квалифицированному сбору лекарственного сырья на территории нашего района, предполагающему учет сроков и возможных мест сбора лекарственных растений.

5.2. Для достижения этой цели были поставлены задачи:

  • определения понятия фитотерапия, изучение использования лекарственных трав в историческом прошлом и на современном этапе (метод изучения литературы);
  • выяснение характера организации заготовок лекарственных трав в России (метод изучения литературы) и в нашем районе (посещение аптек);
  • изучение биоценоза леса. Состав, структура и колебание численности особей в популяции; (работа с литературой, экскурсия в лес);
  • ознакомление с физико-географической и климатической характеристикой территории исследование и картами лесничеств (работа в лесничестве, лесхозе, изучение карт района, работа с литературой);
  • проведение геоботанического исследования территории Пушкарского лесничества, выявление видов лекарственных растений и определение состояния их запасов (полевые исследования по методикам Воронина Г. и Колчанова А, Ф);
  • разработка рекомендаций по местам и срокам сбора лекарственных трав (составление календаря, стенгазет, раскладушек, план-схем лесничеств).

Задачи исследования для каждой группы свои. Вопросы для решения задач вырабатываются в командах с последующим обсуждением. Формирование вопросов исследования вырабатывает общедидактические навыки выделения главного из общего, выявление проблемы постановки вопроса.

5.3. Отбор источника информации. Школьникам была оказана помощь в отборе литературы. Предлагалась основная учебная литература: Биология 9 кл Захаров В.Б. “Общие закономерности” раздел “Основы экологии”, Чернова Н.М., Былова А.М. Экология, М. 1988.Петин А.Н., Новых И.Л. “Экология Белгородской области”.Дополнительная и справочная литература. Информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов "Биоценоз широколиственного леса", электронных текстов на CD-дисках "Энциклопедия Кирилла и Мифодия", Интернета – охрана природы, восстановление лесов "Грин-Писс". Знакомство с литературой позволяет сориентироваться в области научного исследования, оценить и сформулировать актуальность темы, ознакомиться с методиками исследования, разработать план действий.

VI. Определение форм выражения итогов проектной деятельности, предлагается учащимися:

В качестве способов представления результатов деятельности были предложены:

а) карта лесничества с указанием мест сбора лекарственных трав;

б) календарь сбора растений, где указаны не только места сбора, но и сроки, а также органы растений имеющие целебные свойства;

в) доклад о проделанной работе;

г) раскладушки с фотографиями и рисунками растений;

д.) стенгазета – пропаганда охраны редких видов растений;

е) сообщения – рекомендации по выращиванию лекарственных растений на дачных участках;

ж) компьютерная презентация программы по охране лекарственных растений Пушкарского лесничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: