Русский язык 10 класс 01.04.20

Русский язык 10 класс 30.03.20

Тема урока: Причастие как часть речи.

Цели урока:

1. Образовательные: знать грамматические признаки причастия как части речи,

2. Развивающие: орфографические умения и навыки правописания причастий

3. Воспитательные: воспитывать способности актуализации полученных знаний.

 Ход урока:

І. Орфоэпическая разминка.
Вставить пропущенные гласные, поставить ударения

Бал..ванный, включ..нный, з..гнутый, з..нятый, занят.., з..пертый, избал..ванный, кровоточ..щий, мол..щий, наж..вший, н..житый, нал..вший, нач..вший, н..чатый.

 

II. Прочитать высказывание В.И. Даля. В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

Записать тему урока
 Причастие как часть речи.

Записать конспект: Причастие-это особая форма глагола, имеющая признаки глагола и прилагательного. Причастие образуется от глагола и имеет следующие его свойства:

- вид несовершенный (летящий), совершенный (пролетевший)
- время настоящее (летящий), прошедшее (летевший, пролетевший)
-причастие может быть возвратным (дымящийся, дымившийся)
Причастие как и прилагательное отвечает на вопрос какой?, называя признак предмета, связанный с действием, и имеет следующие свойства прилагательного: изменяется по числам, падежам (в ед. числе по родам)






Прочитать

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой?.

Выучить: причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова - существительные или наречия.

Отвечает на вопрос "какой? ", "каков?". Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием "который" + глагол). Есть причастные суффиксы

-ущ-, -ющ-, - ащ-, - ящ-, - вш-, - ш-, - ом-, - ем-, - им-, - енн-, - нн-, - т-

Задание 1. Запишите предложения и исправьте нарушения построения предложения с причастным оборотом.

1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Задание 2. Выпишите слова и поставьте гласные звуки име..щемуся, завис..щий, блещ..щий, держ..тся, дыш..щий

Задание 3. Раскройте скобки и запишите правильно предложения

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Домашнее задание: выучить конспект(правила), составить 10 предложений с причастиями

Русский язык 10 класс 01.04.20

Тема: Действительные и страдательные причастия.
Морфологический разбор причастий

Цели урока:

1. Дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

2. Научиться различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3. Развивать внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Ход урока

1. Продолжите фразу письменно

1. Причастия отвечают на вопросы:

А) Как? Когда? Откуда?

Б) Какой? Какая? Какое?

В) Что делал? Что сделал?

Г) Что делая? Что сделав?

2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.

2. Образуйте от глагола причастия устно

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

разбившаяся ваза иразбитая девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

3. Конспект урока:

 По значению и форме причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак предмета, совершающего действия (атакующий батальон, атаковавший батальон)
Действительные причастия имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, в настоящем времени,

 -вш, -ш,в прошедшем времени. Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов.

Страдательные причастия обозначают признак предмета, на который направлено действие (атакуемый, атакованный)

Страдательные причастия имеют суффиксы –ем, -ом, -им в настоящем времени, -нн, -енн, -т. в прошедшем времени. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму (сжатая рожь-рожь сжата).

5. Работа по тексту

Переписать текст и подчеркнуть действительные и страдательные причастия:

Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. Над городом мрачно стоял купол пожара. Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не могла. Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.  Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно. Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.  Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

Домашнее задание: выучить по конспекту правила




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: