Методические рекомендации и критерии оценки

3.1. Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

    Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

    Регламент времени на озвучивание сообщения – 5 минут. Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.

    Роль студента:

§ Собрать и изучить литературу по теме;

§ Составить план или графическую структуру сообщения;

§ Выделить основные понятия;

§ Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

§ Оформить текст письменно;

§ Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Глубина проработки материала;

§ Грамотность и полнота использования источников;

§ Наличие элементов наглядности;

§ Материал сдан в назначенный срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Грамотность и полнота использования источников;

§ Материал сдан в назначенный срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержание не соответствует теме;

§ Не грамотно и неполно использованы источники;

§ Материал сдан не в назначенный срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.2. Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 минут. Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4ч.

    Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

§ Выбора литературы (основной и дополнительной);

§ Изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

§ Оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Глубина проработки материала;

§ Грамотность и полнота использования источников;

§ Соответствие оформления реферата требованиям.

§ Материал сдан в назначенный срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Грамотность и полнота использования источников;

§ Материал сдан в назначенный срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержание не соответствует теме;

§ Не грамотно и неполно использованы источники;

§ Материал сдан не в назначенный срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.3. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчёркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать их внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2ч.

    Роль студента:

§ Прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

§ Установить логическую связь между элементами темы;

§ Записывать только то, что хорошо уяснил;

§ Выделять ключевые слова и понятия;

§ Заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

§ Разработать и применять свою систему сокращений.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Содержательность конспекта, соответствие плану;

§ Отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

§ Ясность, лаконичность изложения мыслей студентов;

§ Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Грамотность изложения;

§ Конспект сдан в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Содержательность конспекта, соответствие плану;

§ Отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

§ Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

§ Грамотность изложения;

§ Конспект сдан не в срок.

 Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержательность конспекта, не соответствие плану;

§ Мало отражены основные положения, результаты работы автора, выводы;

§ Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

§ Отсутствует правильность оформления;

§ Неграмотность изложения;

§ Конспект сдан не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.4. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем 20 слов – 1ч.

    Роль студента:

§ Прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

§ Подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

§ Критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

§ Оформить работу и представить в установленный срок.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие терминов теме;

§ Многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

§ Соответствие оформления требования;

§ Работа сдана в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие терминов теме;

§ Многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

§ Соответствие оформления требования;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Соответствие терминов теме;

§ Малоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

§ Оформление не соответствует требованиям;

§ Работа сдана не в срок

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.5. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 3). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свёртыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объёма информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задания чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

    Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1ч.

    Роль студента:

§ Изучить информацию по теме;

§ Выбрать оптимальную форму таблицы;

§ Информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

§ Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Логичность структуры таблицы;

§ Правильный отбор информации;

§ Наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Логичность структуры таблицы;

§ Правильный отбор информации;

§ Немного отсутствует обобщающий (систематизирующий, структурирующий, сравнительный) характер изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержания не соответствует теме;

§ Логичность структуры таблицы нарушена;

§ Правильный отбор информации;

§ Отсутствие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы

3.6. Составление хронологической таблицы – это вид самостоятельной работы студента по умению логично и последовательно выстроить материал достаточно большой по объёму, который хронологически выстраивается в рамки таблицы (приложение 4). В рамках таблицы наглядно отображаются жизнь и творчество композитора. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объёма информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задания чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

    Роль студента:

§ Изучить информацию по теме;

§ Выбрать оптимальную форму таблицы;

§ Информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

§ Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Логичность структуры таблицы;

§ Правильный отбор информации;

§ Наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Логичность структуры таблицы;

§ Правильный отбор информации;

§ Немного отсутствует обобщающий (систематизирующий, структурирующий, сравнительный) характер изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержания не соответствует теме;

§ Логичность структуры таблицы нарушена;

§ Правильный отбор информации;

§ Отсутствие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

§ Соответствие оформления требованиям;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.7. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации (приложение 4). Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отражение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминаю алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25ч., сложного – 1ч.

Роль студента:

§ Изучить информацию по теме;

§ Создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;

§ Представить на контроль в установленный срок.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Правильная структурированность информации;

§ Наличие логической связи изложенной информации;

§ Аккуратность выполнения работы;

§ Творческий подход к выполнению задания;

§ Работа сдана в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Правильная структурированность информации нарушена;

§ Наличие логической связи изложенной информации;

§ Аккуратность выполнения работы;

§ Творческий подход к выполнению задания;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Содержания не соответствует теме;

§ Логичность структуры таблицы нарушена;

§ Работа выполнена не аккуратно;

§ Творческий подход к выполнению задания;

§ Работа сдана не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.8. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворд требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объёму слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1ч.

    Роль студента:

§ Изучить информацию по теме;

§ Создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

§ Представить на контроль в установленный срок.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Грамотная формулировка вопросов;

§ Кроссворд выполнен без ошибок;

§ Работа представлена на контроль в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Грамотная формулировка вопросов;

§ Кроссворд выполнен с минимальными ошибками;

§ Работа представлена на контроль не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Соответствие содержания теме;

§ Вопросы сформулированы не корректно;

§ Кроссворд выполнен с ошибками;

§ Работа представлена на контроль не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.9. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 5). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

    Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

    Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку – 1,5ч.

    Роль студента:

§ Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

§ Установить логическую связь между элементами темы;

§ Представить характеристику элементов в краткой форме;

§ Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

§ Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

    Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично):

§ Соответствие содержания теме;

§ Правильная структурированность информации;

§ Наличие логической связи изложенной информации;

§ Эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

§ Работа представлена в срок.

Оценка 4 (хорошо):

§ Соответствие содержания теме;

§ Правильная структурированность информации;

§ Наличие логической связи изложенной информации;

§ Эстетичность оформления, не соответствует требованиям;

§ Работа представлена  не в срок.

Оценка 3 (удовлетворительно):

§ Соответствие содержания теме;

§ Нарушена структурированность информации;

§ Отсутствие логической связи изложенной информации;

§ Эстетичность оформления, не соответствует требованиям;

§ Работа представлена не в срок.

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы

 

3.10. Прослушивание (просмотр) музыкального произведения – этот вид работы осуществляется как на практических занятиях с использованием музыкального материала входящего в обязательное изучение (слушание, просмотр), так и в качестве внеаудиторной самостоятельной работы с использованием дополнительного музыкального материла по теме. Цель данной работы расшить музыкальный кругозор студента и обеспечить целостное представление изучаемой темы. 

Роль студента

§ Грамотно и внимательно прослушать рекомендуемые музыкальные произведения

§ Подготовиться к музыкальной викторине по прослушанному материалу

Критерии оценки:

Критерии оценки зависят от количественного и качественного написания викторины. Если в викторине 10 номеров, то градация оценки идёт следующим образом:

Оценка 5 (отлично) от 10 до 8 баллов, оценка 4 (хорошо) от 7 до 5 баллов, оценка 3 (удовлетворительно) от 4 до 3 баллов, Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также самой работы.

 

3.11. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов – данный вид самостоятельной работы направлен на работу с нотным текстом.

Роль студента:

    Музыкальные фрагменты по теме можно исполнять несколькими способами, в зависимости от возможностей студента: непосредственно играя на инструменте (фортепиано), или исполнение голосом, что также даёт возможность качественно изучить рекомендуемый музыкальный материал.

         Критерии оценки:

Оценка 5 (отлично): все музыкальные фрагменты были исполнены грамотно (без ошибок) и выразительно;

Оценка 4 (хорошо): при игре музыкальных фрагментов допускается от 2 до 5 ошибок, связанных с текстом или динамическим оттенком исполняемого фрагмента;

Оценка 3(удовлетворительно): при игре музыкальных фрагментов допускается от 5 до 7 ошибок;

Оценка 2 (неудовлетворительно): отсутствие выше перечисленных критериев оценки, а также исполнения самих музыкальных фрагментов.

ПРИЛОЖЕНИЯ­ __________________________________________________________________________________

                                                                                                               Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: