История изучения произносительной стороны речи

Программа изучения состояния произносительной стороны речи включает в себя методики исследования звукопроизношения, голосовой функции, дыхания и слоговой структуры речи.

Исследование состояния звукопроизношения проводится по трем позициям:

1) реакция пациента на оптический раздражитель (самостоятельное называние предметной картинки, предмета или его заменителя - игрушки),

2) реакция пациента на акустический раздражитель (повторение слова, слога, звука за логопедом),

3) использование звука в самостоятельной речи (произнесение звука в составе фраз и в изолированном виде).

При проведении исследования отмечается правильность употребления звука в различных фонетических условиях:

- произношение звука изолированно,

- в слогах (предъявляются слоги различной структуры),

- в словах (предъявляется словарный материал, где обследуемый звук находится в различный фонетических позициях – в начале слова, в середине, в конце; звонкие согласные в конечных позициях не предъявляются, так как при произношении они оглушаются) – реакция на оптический и акустический раздражитель,

- во фразах (материалом обследования служат сюжетные картинки).

В процессе диагностики исследуются состояние и особенности произношения основных фонетических групп звуков: гласных, свистящих, шипящих, сонорных, переднеязычных, заднеязычных, губных, носовых и йотированных звуков. Такой подход позволяет учитывать артикуляционное и акустическое сходство звуков речи при планировании логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Исследование особенностей изолированного произнесения звука производится на основе звукоподражании (Покажи, как шипит змея? Как рычит тигр?)

Особенности использования звуков в составе слогов производится на основе отраженного повторения слогов различной структуры.

При исследовании произношения звука в составе слов необходимо учитывать его местоположение. Для этого подбираются серии слов (предметные картинки, игрушки, предметы), в которых исследуемый звук находится в начале, середине и конце.

Изучение особенностей употребления звука во фразах производится на основе самостоятельного составления или отраженного повторения предложений. В первом случае в качестве наглядной опорой для составления фразы используются доступные пониманию пациента сюжетные картинки.

Все результаты исследования фиксируются логопедом в специальном протоколе. На основе анализа полученных данных определяются следующие характеристики звукопроизношения:

· количественные особенности (мономорфное / полиморфное нарушение),

· качественные особенности (звукопроизношение соответствует возрастным нормам / антропофонический / фонологический дефект звукопроизношения),

· характеристика видов нарушений звукопроизношения (межзубный сигматизм, велярный ротацизм и т.д.),

· уровень нарушенного произношения (первый / второй / третий).

Исследование состояния голосовой и дыхательной функций начинается с оценки голоса и интонационной стороны речи пациента в процессе беседы. При этом логопед в целом отмечает особенности общего звучания голоса, его силы, высоты и тембра, а также преимущественный тип дыхания (грудной, смешанный, диафрагмальный).

После этого исследование проводится на основе предъявления серии диагностических заданий:

1. Исследование особенностей речевого (фонационного) дыхания:

1) изучение состояния фиксированного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, осуществлять длительный фиксированный выдох через рот, как можно дальше сдувая с поверхности стола пушинку (перышко, небольшой ватный шарик и т.д.). Проба повторяется 3 раза с интервалом в 10 сек. Логопед оценивает длительность каждого выдоха, фиксируя наибольшее значение (прим. - нормальная длительность ротового выдоха для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет составляет 7-8 сек., 6-7 лет – 8-9 сек.);

2) изучение состояния форсированного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, осуществлять короткий форсированный выдох через рот, поочередно сдувая с поверхности стола 2-3 пушинки (перышка, небольших ватных шарика и т.д.). Проба повторяется 3 раза с интервалом в 10 сек. Логопед оценивает силу выдоха.

3) изучение состояния фонационного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, как можно дольше произносить звук «а» на удобном уровне громкости и частоте основного тона. Проба повторяется 3 раза с интервалом в 1 мин. Логопед оценивает длительность каждой фонации, фиксируя наибольшее значение

4) изучение состояния речевого дыхания: пациенту рекомендуется прочитать наизусть знакомое стихотворение или повторить его за логопедом. Логопед оценивает сформированность умения распределять выдох на произнесение речевой синтагмы и осуществлять спокойный, незаметный для окружающих достаточный вдох.

2. Исследование особенностей голосовой функции:

1) изучение интенсивности (силы звучания) голоса: пациенту рекомендуется произносить звук а, серию однотипных слогов (ма-ма-ма и т.п.) и слов (игра «Эхо») с усилением и ослаблением голоса.

Логопед оценивает умение изменять силу голоса при произнесении гласных звуков, слогов и слов, начиная с шепотного произнесения, затем тихим голосом, голосом нормальной разговорной громкости, громким голосом, а затем постепенно ослабляя интенсивность звучания.

2) изучение высоты голоса: пациенту предлагается произнести гласные звуки, их сочетания и слоги (а-А-а, ау-АУ-ау, ку-ка-ре-КУ и т.д.) с повышением и понижением голоса. Логопед оценивает умение произвольно изменять высоту голоса.

3) изучение тембра голоса: пациенту предлагается дважды произнести предложенный речевой материал. Первый раз без особенностей, второй – с зажатыми крыльями носа. Если носовой резонанс имеет место, то он будет усиливаться при закрытии ноздрей. При нормальном функционировании небно-глоточного затвора резонанс будет нормальным в обоих случаях.

В результате исследования голосовой и дыхательной функций и анализа полученных данных делается вывод о их состоянии:

· дыхание грудное /смешанное / диафрагмальное,

· речевое (фонационное дыхание) сформировано / не сформировано,

· голосовая функция сформирована / не сформирована.

Исследование состояния слоговой структуры речи включает в себя изучение умения воспринимать и воспроизводить слоги в составе слоговых цепочек, слов различной слоговой структуры, а также предложений:

1. Исследование умения воспроизводить серии слогов: пациенту предлагается внимательно прослушать предъявляемые на слух слоги и повторить их за логопедом.

Во время проведение исследования необходимо исключить возможность зрительного восприятия артикуляции логопеда. Для этого артикуляционный аппарат экспериментатора прикрывается экраном (листом бумаги). В результате логопед определяет типы слогов, структура которых воспроизводится неверно.

2. Исследование умения воспроизводить слова различной слоговой сложности проводится по двум позициям:

1) реакция на оптический раздражитель: пациенту предлагается самостоятельно воспроизвести слоговую структуру слова, называя предъявленную предметную картинку;

2) реакция на акустический раздражитель: пациенту предлагается повторить слоговую структуру предъявленных на слух слов. Возможность зрительного восприятия артикуляции исключается с помощью экрана.

 

3. Исследование умения воспроизводить слоговую структуру слова в составе предложения проводится по двум позициям:

1) реакция на оптический раздражитель: пациенту предлагается составить предложение по предъявленной сюжетной картинке и произнести его;

2) реакция на акустический раздражитель: пациенту предлагается повторить предъявленное на слух предложение. Возможность зрительного восприятия артикуляции исключается с помощью экрана.

Полученные данные фиксируются в протоколе. В результате их анализа определяется:

· тип неусвоенной структуры слога (прямой открытый типа СГ, прямой закрытый типа СГС, обратный типа ГС, со стечением согласных типа ССГ),

· характер нарушения слоговой структуры слова (слоговые элизии, персеверации, парафазии, итерации, антиципации, контаминации).

В результате исследования состояния произносительной стороны речи определяется механизм нарушения и нарушенное звено, преодоление расстройств которого осуществляется в первоочередном порядке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: