Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.
Развитие артикуляционной моторики - уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению актофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.
Послеоперационная работа по устранению ринолалии.
Массаж рубцов твердого и мягкого неба. Активизация небной занавески. Устранение назальности при постановке звуков.
Коррекционное обучение детей,имеющих отклонение только фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков;устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
|
|
Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ермаковой И.И. была предложена система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи, которая включала в себя следующие разделы: развитие движений мягкого неба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия. Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена,то большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Для массажа используется зонд для звука С, который осторожно двигается вперед-назад по твердому небу. Эффективен массаж при произнесении звука А - в это время производится легкий нажим на мягкое небо. Массаж должен продолжаться 1,5-2 мин., т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по небу.
Существенной в послеоперационный период является:
1. Работа по активизации мягкого неба.Применяют следующие упражнения:
- глотание воды маленькими порциями,что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба;
- позевывание при открытом рте; имитация позевывания;
- полоскание горла теплой водой;
- покашливание. Производится 2-3 раза или больше на одном выдохе.
2. Работа над дыханием. Является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдохртом. Важно контролировать ребенка,т.к. ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало,ватка,полоска тонкой бумаги и пр.Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на бумажные игрушки.
|
|
3. Гимнастика для губ и щек:
- надувание обеих щек одновременно;попеременно;
- втягивание щек в ротовую полость между зубами;
- вибрация губ;
- поднимание верхней губы- обнажаются верхние зубы;
- оттягивание вниз нижней губы;
- Хоботок - сомкнутые губы вытягиваются вперед;
- имитация полоскания зубов(воздух сильно давит на губы).
4. Гимнастика для языка:
- высовывание языка лопатой, жалом;
- поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;
- присасывание спинки языка к небу сначала при закрытых челюстях,а затем при открытых;
- круговое облизывание кончиком языка губ;
- кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте;
- язык в форме чашечки удерживать внутри рта.
5. Голосовые упражнения на гласных звуках.
Гласные звуки А,О,У,Э ставятся в первую очередь и затем включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе(у-уу-ууу).
6. Воспитание правильного произношения согласных.
Специфическим является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применить зажимание носовых ходов.
o Первым вырабатывается звук Ф, к произнесению которого легко перейти от упражнения, связанного с продуванием воздушной струи через рот. Затем звук произносится изолированно, многократно. Сначала отрабатывается в обратных слогах,а затем в прямых(аф-уф,фа-фу).
o Затем звук П через упражнение по надуванию щек. Взрыв получается только при отсутствие утечки воздуха через носовые ходы.
o Вырабатывается звук Т.
o Потом К. Если не ставится по подражанию, используется упражнение покашливание, либо механическим способом от звука Т.
Носовые согласные у детей с врожденной расщелиной не нуждаются в постановке, но требуют коррекции на уровне слогов,слов,т.к. переход на гласные звуки характеризуется наличием назальности.
Логопедические занятия предотвращают возникновение серьезных измениений органов речи в дооперационный период. После операции эти упражнения повторяются. Основная задача-развитие эластичности и подвижности мягкого неба, т.е. выработка полноценного небо- глоточного смыкания.
Критерии логопедической работы:
· Речь близкая к норме(сформировано звукопроизношение и устранена назализация);
· Значительное улучшение речи(сформировано звукопроизношение, есть умеренная назализация);
· Улучшение речи (сформирована артикуляция не всех звуков);
· Без улучшения(сохраняется гиперназальность и не сформирована артикуляция звуков).
Среди факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции(возраст,в котором сделана операция, ее качество; возраст,в котором началось логопедическое обучение, его продолжительность),выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.