Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, развитие к 2020г

Денежно-кредитная политика разрабатывается Националь­ным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами РБ. Субъекта­ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регу­лятор) и другие банки страны.. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются эк стратегией общества, нац осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-налоговой обладает рядом существенных преимуществ:

• во-первых, оперативностью и гибкостью реакции цент­рального банка страны на изменение ситуации в экономике Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

• рестрикциониая (политика «дорогих» денег) — направ­лена на ужесточение условий кредитования, ограничение де­нежной эмиссии, что предполагает рост % центрального банка и использование им других мер, ориенти­рованных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфля­ции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой ак­тивности в период «пика» эк подъема;

• экспансионистская (политика «дешевых» денег) пред­полагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня %, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов эк роста и сокращение безработицы в стране.Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной по­литики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Поэтому Нац банк должен проводить последовательную денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Цели денежно-кредитной политики делятся на конечные (стратегические, общеэк-кие, или цели общественного выбора), промежуточные (монетарные), тактические (операци­онные). Поскольку денежно-кредитная политика является од­ним из ключевых инстр-ов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями гос эк политики - обеспечение устойчи­вого эк роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного балансаВ основе выбора системы методов денежно-кредитной по­литики лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности Нац банка в зависимости от экономической ситуа­ции. Выделяют методы прямого (админ) регули­рования и контроля и косвенные (экономические, рыночные). Прямые методы носят характер директив Нац банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке

Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики РБ на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгоср монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа. Проведение денежно-кредитной политики планируется продолжить в режиме монетарного таргетирования. В среднесрочной перспективе при создании необходимых условий предусматривается переход к режиму инфляционного таргетирования.Основной целью денежно-кредитной политики является снижение к концу 2020 года уровня инфляции до 5 процентов. Это станет важнейшим условием для роста доверия к белорусскому рублю и удешевления кредитов для субъектов хозяйствования и населения.

Развитие конкуренции в банковском секторе экономики и внедрение современных технологий будут способствовать уменьшению стоимости и повышению доступности банковских услуг. Планируется, что ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования процентных ставок в экономике. По итогам 2017 года уровень процентных ставок по новым кредитам в национальной валюте предусматривается в размере 17 – 18 процентов годовых, 2018 года – 14 – 15, 2019 года -– 11 – 12, 2020 года – 9 – 11 процентов годовых.

Доступные кредиты станут стимулом для роста производства, долгосрочных инвестиций, более широкого вовлечения малого и среднего бизнеса в экономику.

К концу 2018 года предполагается завершение работы по дедолларизации экономики, в рамках которой будет исключено использование иностранной валюты в расчетах на территории Республики Беларусь, а также при формировании цен, ставок пошлин и иных платежей.

Предстоит либерализация валютной системы. Для этого к 2018 году планируется поэтапная отмена обязательной продажи, а в 2018 году - отмена целевой покупки иностранной валюты. Дополнительно с 2020 года будут сняты ограничения на открытие счетов в иностранных банках.

Планируется использовать гибкий механизм формирования обменного курса национальной валюты при минимизации участия Национального банка на валютном рынке в рамках ориентации на динамику стоимости корзины иностранных валют.

Достижение ценовой стабильности, а также наращивание золотовалютных резервов государства до безопасного уровня позволит обеспечить поддержание устойчивой ситуации на валютном рынке.


 

19. Инвестиционные и некоммерческие (национальные и международные) финансовые инструменты -важнейший элемент финансовой системы.
 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: