Механизм государственного управления, регулирования и контроля финансов

Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.

Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.

Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.

Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны. Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития. Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений. В основе финансового контроля лежат:

сопоставление фактических и ранее запланированных финансовых показателей;

проверка целевого и адресного характера использования финансовых ресурсов;

оценка правомерности действия государственных органов, принимающих участие в распределении финансовых средств.

Что касается конкретных форм и методов управления финансами государства, то определяющая роль здесь отводится финансовому планированию, прогнозированию, программированию, регулированию, контролю, принятию адекватного законодательства в финансовой сфере, обоснованию системы прогрессивных методов мобилизации и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.

Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. иды финансового регулирования охватывают:

налоговое,

бюджетное,

государственно-кредитное,

таможенно-тарифное,

валютно-финансовое,

внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

 


 


Основные задачи финансового менеджмента и функций финансовых служб.

Задачи финансового менеджмента

- обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности

- обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;

- оптимизация денежного оборота;

- оптимизации расходов;

- обеспечение максимизации прибыли предприятия;

- обеспечение минимизации уровня финансового риска;

- обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

- обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала;

- оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;

- обеспечения целевой рентабельности;

- избежания банкротства (антикризисное управление);

- обеспечения текущей финансовой устойчивости организации.

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Финансовая служба предприятия является частью единого механизма управления экономикой предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия. Основными задачами финансовой службы являются: обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций; выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками. Функции финансовой службы обусловлены самим содержанием финансовой работы на предприятиях.: планирование; финансирование; инвестирование; организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; организация материального стимулирования, разработка систем премирования; выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения; страхование. Функции финансового отдела (службы) и бухгалтерии тесно переплетаются и могут совпадать. Тем не менее между ними есть существенные различия. Бухгалтерия фиксирует и отражает уже свершившиеся факты, а финансовая служба анализирует информацию, занимается планированием и прогнозированием финансовой деятельности, представляет руководству предприятия заключения, обоснования, расчеты для принятия управленческих решений, разрабатывает и реализует финансовую политику.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: