Финансовая операция – это сделки и другие действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции, связанные с использованием финансовых ресурсов в качестве средства платежа.
В процессе своей деятельности организация осуществляет различные
финансовые операции, связанные как с торговой деятельностью, так и для обеспечения стабильного функционирования по основной деятельности.
Финансовые операции на каждом предприятии различны, это связанно с организационно-правовой формой предприятия и направлением его основной деятельности.
Помимо основной деятельности связанной непосредственно с финансовыми операциями, все предприятия участвуют в денежных отношениях. Торговые организации пользуются услугами банков с обслуживанием операций по счетам, используют услуги лизинга со стороны соответствующих организаций и т.п.
Все предприятия участвуют в финансовых отношениях, как со стороны клиента, так и со стороны предприятия по предоставлению финансовых услуг. Поэтому финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений.
|
|
В качестве основных финансовых операций рассматриваются:
форфейтинг,
франчайзинг,
хеджирование,
лизинг,
факторинг,
эккаутинг,
кредитные операции,
валютные операции,
банковские операции.
Цели, задачи, виды, последовательность, информационное обеспечение финансового анализа.
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия с целью оценки перспективы его развития. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений ориентированных в будущее.Основная цель финансового анализа – это получение максимально качественных информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. В зависимости от роли в управлении и организационных форм проведения выделяют: внешний финансовый анализ предприятия;внутренний финансовый анализ предприятия.
По содержанию и полноте исследования выделяют такие виды финансового анализа:
полный финансовый анализ предприятия;тематический финансовый анализ предприятия.
По характеру объекта анализа выделяют следующие виды финансового
анализа:анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов в целом;анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений;анализ отдельных финансовых операций.
|
|
По периоду проведения выделяют такие виды финансового анализа:предварительный финансовый анализ;текущий финансовый анализ;В зависимости от регулярности проведения выделяют следующие виды финансового анализа:
периодический финансовый анализ;разовый финансовый анализ.перспективный финансовый анализ. Обычно принято проводить финансовый анализ в два этапа:а) экспресс-анализ финансового состояния,б) детализированный анализ финансового состояния
Экспресс-анализ проводится в 3 этапа:- подготовительный,- предварительный обзор бухгалтерской отчетности,
анализ отчетности.
В общем виде программа углубленного анализа финансово-экономической деятельности предприятия состоит в следующем:
1. Обзор экономического и финансового положения предприятия.
1.1 Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2 Выявление «больных» статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия.
2.1 Оценка имущественного положения.
2.1.1 Построение аналитического баланса - нетто.
2.1.2 Вертикальный анализ баланса - нетто (анализ структуры баланса).
2.1.3 Горизонтальный анализ баланса (анализ динамики).
2.1.4 Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
2.2 Оценка финансового положения.
2.2.1 Оценка ликвидности и платежеспособности.
2.2.2 Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.1 Оценка производственной деятельности (деловой активности).
3.2 Анализ рентабельности.
3.3 Оценка положения на рынке ценных бумаг. Информационное обеспечение финансового анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации. Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).
Источники внешней информации:
издания, публикации, сообщения официальных органов власти;
отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;
средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио);
публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;
личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.
Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих, инвестиционных, организационных, административных и иных решений.
Источники внутренней информации:
финансовая (бухгалтерская) отчетность;
статистическая отчетность;
налоговая отчетность;
оценочные расчеты по проводимым операциям;
результаты внутренних исследований; акты ревизий и проверок; справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации.