Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

Урок 53. Сочинительные союзы и их роль в простом и сложном предложении

Понаблюдайте над тем, как взаимодействуют части сложносочиненного предложения. Установите соответствия.

1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег.

2) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза.

3) Мы окружили его, и игра завязалась.

4) То падал туман, то припускал косой крупный дождь.

 

Противопоставление явлений

Перечисление явлений, которые происходят одновременно

Перечисление явлений, следующих одно за другим

Указание на чередование явлений

 

Правильный ответ:

1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег. (Противопоставление явлений.)

2) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза. (Перечисление явлений, которые происходят одновременно.)

3) Мы окружили его, и игра завязалась.

(Перечисление явлений, следующих одно за другим.)

4) То падал туман, то припускал косой крупный дождь. (Указание на чередование явлений.)

Сегодня на уроке мыподробнее познакомимся с сочинительными союзами, их ролью в предложениях. Будем учиться различать простые предложения с рядами однородных членов, соединенных сочинительными союзами и сложносочиненные предложения. Познакомимся с группами сочинительных союзов. Будет проведен тренинг по постановке знаков препинания.

Основное содержание урока

Сочинительные союзы могут связывать ряды однородных членов в простом предложении.

Когда-то здесь хранились не только книги, но и древние рукописи.

Сегодня не только целый день лилдождь, но и временами налетал сильнейший ветер. Река сверкает не то голубым, не то зеленым блеском.

Чуетсердце и друга, и недруга.

А могут связывать части сложного предложения. Такие предложения называются сложносочиненными. Берег постепенно исчезал за кормой, и на востоке росластена темноты.

Не то онзавидовал Наталье, не то онсожалел о ней

 

Вы знакомы с сочинительными союзами.

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только… но и

Как … так и

А

Но Да (= но)

Зато

Однако

 

То... то

То ли … то ли

По значению их можно разделить не три группы.

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
И Да (= и) Также Тоже Не только… но и Как … так и   А Но Да (= но) Зато Однако   То... то То ли … то ли Или Или … или Ни … ни Либо  

 

В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом.

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами указывается на чередование явлений или на возможность одного из них

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Дождь прошел, но ветер налетал порывами до самого утра.

 

Становилось жарко, и я поспешил домой.

В сложносочинённых предложениях с противительными союзами отмечается противопоставление одного явления другому. Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно

(или то, или это)

Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

Ключевые слова: Союз, знаки препинания, запятая, сложное предложение, сложносочиненное предложение, однородные члены предложения.

Основные понятия: Союз – служебная часть речи.

 сочинительный союз – Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.

сложносочиненное предложение – сложное предложение, связанное сочинительными союзами.

однородные члены предложения – слова в предложении, отвечающие на один и тот же вопрос, поставленный от одного и того же слова.

Разбор типового тренировочного задания

Какой схеме соответствует предложение?

1) О и О.

2) И О, и О, и О, и О.

3) О, и О, и О, и О.

4) О и О, О и О.

5) (), и ().

 

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 

2) Едет с грамотой гонец и приехал наконец

 

3) Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.

 

4) Луна во мгле перебегала Из тучи в тучу и курган Мгновенным блеском озаряла

 

5) И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой..

 

6) Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

 

7) Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой!

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы.

3. Найдите сочинительные союзы.

4. Соотнесите схему данного предложения с представленными.

 

Правильный ответ:

Предложение Номер схемы
1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (1)
2) Едет с грамотой гонец и приехал наконец (1)
3) Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать. (5)
4) Луна во мгле перебегала Из тучи в тучу и курган Мгновенным блеском озаряла (1)
5) И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.. (5)
6) Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… (1)
7) Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой!  (2)

 

Разбор типового контрольного задания

Выделите зеленым цветом союзы, которые соединяют однородные члены предложения, а бирюзовым - те, которые соединяют части сложного предложения.

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Утром прилетела синица, села возле скворечника и запела весенним голосом.

На берегу крепко спали перевозчики, и только дотлевали в тумане угли костра.

Колючие сухие ветки царапают лицо, но Ромка ничего не замечает.

Марьяна улыбалась редко, зато ее улыбка всегда поражала.

Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.

Захотел медведь меду, да вспомнил про пчёл.

Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы.

3. Найдите сочинительные союзы.

4. Определите, что связывают сочинительные союзы,

 

Дополнительный материал для закрепления нового материала:

 

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Поручик не смог бы попасть в карту и с двадцати шагов: стрельба из пистолета требует ежедневных и длительных упражнений.

2. Перед началом соревнований пловец всегда чувствовал себя самым ловким и быстрым сильным и выносливым.

 

3. Мальчонка снял старый и изрядно потёртый во многих местах картуз и задорно встряхнул кудрявой головой.

4. Артельщиком Архип оказался крепким да надёжным.

5. Нужно быть честным в незаметном и случайном и тогда будешь честным и в выполнении своего большого долга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: