Прочитай. Придумай название

 

…………………………….

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.

Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать - не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть... Что тут делать?

И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый - его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?

Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!

Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать сосисками.

(Н. Павлова)

2. Выполни задания.

Сколько котят в рассказе? а) 6 б) 3 в) 12

Отметьте значком «V» героя рассказа, которого боялись котята.

а) кошка б) сова в) орёл

г) собака д) пчела е) лягушка

Найди в рассказе и запиши клички котят.

_________________________________________________________

 

Куда спрятались котята? Подчеркни нужное.

На дерево, в кусты, около белой двери, на забор, возле кирпичной стены, в дом, в ведро с углём, на крыльцо.

 

Урок 25

 

Прочитай предложения.

· Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

· Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

· Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

· Дом без книги, что без окон.

1.О чём говорится в этих предложениях? Подчеркни красным карандашом. Что говорится о книге, с чем она сравнивается? Подчеркни синим карандашом.

2. Подчеркни мысли о книге, которые тебе интересны, важны.

Книга – друг; книга помогает стать умным; книга открывает мир; книга помогает пережить неприятности; с книгой интересно; книга хорошему не научит.

 

Обращение писателя к читателям

С. Михалков

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 

1. Прочитайте только название произведения, которое ты будешь читать. Как ты думаешь, о чём оно? Кто автор? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Просмотри текст, не читая. Попробуй определить, что это: стихотворение, сказка или рассказ (нужное подчеркни). Объясни свою догадку.

3.Прочитай текст произведения. Подумай, от какого слова произошло слово «обращение». Кто к кому обращается?

 

Кого мы называем писателем, читателем. Соедини.

 

Писатель –

 

тот, кто читает.


Читатель –

 


Урок 26



Приходи, сказка

Ю. Ким

Если вы не очень боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.


Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.


1. Прочитай отрывок из стихотворения.

2. Подчеркни в тексте, о каких сказочных героях идёт речь. Запиши имя одного из сказочных героев.

__________________________________________________________
Запиши слова, которые помогут представить этого героя.

____________________________________________________________________________________________________________________

Если затрудняешься, воспользуйся словами подсказками из списка.

Таинственный, добрый, умный, злой, коварный, хитрый, красивый.

 

3. Перечитай отрывок ещё раз. В каком порядке появляются герои в тексте?

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

3. ___________________________________________

4. ___________________________________________

5.____________________________________________

 










Урок 27

1. Подумай, что в жизни мы называем сказкой. Подчеркни утверждения, которые ты считаешь правильными. Устно объясни свой выбор.

Удивительная история, которая не может быть правдой; рассказ о том, чего не может быть в жизни; вымысел; враки; чудеса; правда; художественное произведение с вымышленными героями и событиями.

 

2. Прочитай

 

 

Ворона и рак

 

Летела ворона над озером; смотрит - ползет рак. Цап его, села на вербу и думает закусить.

Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

— Ай, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать: что за славные были птицы!

— Угу! – говорит ворона, не раскрывая рта.

— И сестер и братьев твоих знал – отличные были птицы!

— Угу! – опять говорит ворона.

— Да, хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.

— Ага! – каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.

(Русская народная сказка)

· Объясни значение слов «цап его»?

· Где и кого поймала ворона?

· Что стал делать рак, когда увидел, что приходится пропадать?

· Зачем он хвалил ворону?

· Достиг ли рак своей цели?

3. Запиши, какие сказки ты знаешь. Подчеркни сказку, которую ты посоветуешь своему товарищу. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 28

1.Рассмотри рисунок. Что на нём изображено? Можно ли озаглавить его «Подснежник»?

 

2.Что ты знаешь о подснежнике? Прочитай текст.

Подснежник – самое раннее весеннее растение, первоцвет. Подснежник получил своё название за способность пробиваться из земли и зацветать из-под снега.

 

· Подчеркни в тексте красным карандашом, как по-другому можно назвать подснежник. Синим карандашом подчеркни объяснение, почему цветок так называется.

· Допиши предложения.

Подснежник ещё называют _____________________.

Подснежник так называется потому, что ранней весной пробивается__________________________________________________________________________.

 

3. Прочитай. Подчеркни «весенние» слова.

Подснежник, солнце, ручьи, вьюга, ромашка, гроза, сосулька, снег, дождь, урожай, июль, жара, купаться, загорать, голубое, проталины, песня, птицы, грачи.

· Выпиши четыре любых слова, которые тебе нравятся.

________________________________________________________

· Подумай, какой рисунок мог бы проиллюстрировать выбранные тобой слова. Что на нём может быть изображено? Опиши устно. Нарисуй.

Урок 29

Выполни задание 1.

Подснежники

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины слезы. Т. Белозёров

1. Прочитай только название произведения. Догадайся, о чём пойдёт речь в произведении. Нужное подчеркни.

О весне, о зиме, о первых цветах, о лете, о подснежниках.

· Прочитай фамилию автора. Знаешь ли ты другие его произведения?

2. Прочитай стихотворение.

3. Какую картину весны ты представляешь, читая это стихотворение? Подчеркни нужное.

Снег тает, ручейки бегут, с сосулек капает вода, солнце светит, снег падает, вьюжит, позёмка, идёт дождь.

4. Кого поэт называет «печальной», «чужой»?

__________________________________________________________

· Запиши слова, близкие по смыслу к слову «печальная», или выбери подходящее из списка.

Грустная, нерадостная, удивительная, безутешная, весёлая, унылая, добрая.

____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Объясни, почему Снегурочка названа чужой в лесу.

6. Какое настроение создаёт стихотворение «Подснежники»? Закончи нужное предложение.

Радостное, потому что__________________________________

___________________________________________________________

Грустное, потому что _______________________________________

_____________________________________________________________








Урок 30

1.Кого ты можешь назвать своими друзьями? Почему?

2.Что означает слово «друг»?

Друг

· Человек, на которого во всём можно положиться, близкий по духу.

· Обращение к близкому человеку.

3.Каким может быть друг? Составь сочетания слов со словом «друг». Когда так говорят?

Друг (какой?) – настоящий, верный, терпеливый, искренний, лучший, близкий, преданный, единственный, давний, старый, закадычный, школьный, плохой, новый, прекрасный, бесценный, замечательный, надёжный, истинный.

4.Прочитай слова. Чем различаются их значения? Проверь себя по словарю.

Друг, товарищ, приятель, дружок, дружище.

5.Прочитай предложение.

Витя с Серёжей стали такими друзьями, что их теперь водой не разольёшь.

 

6.Как ты понимаешь смысл выражения «водой не разольёшь»? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________

· Если тебе трудно объяснить, выпиши нужные слова и выражения.

Очень весёлые, дружные, всё время вместе, поддерживают друг друга, вместе играют.

 

7. Прочитай рассказ. Подумай, можно ли про этих девочек сказать, что их «водой не разольёшь». Объясни своё мнение.

 

 

До первого дождя

В. Осеева

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

 

 

8. Как ты думаешь, можно ли Машу назвать подругой Тани? Почему? Объясни. Что посоветуешь Маше? Напиши ей письмо.

Маша!

Настоящий друг – тот, кто _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Тебе нужно ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Тогда вы будете такими друзьями, что водой не разольёшь.

 

 

Урок 31

 

Выполни задания 1-4.

 

Обидчики

В. Осеева

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

— Вы-хо-ди!..

 

1. Прочитай только название произведения. Догадайся, о чём в нём пойдёт речь.

 

2. Прочитай фамилию автора. Какие произведения этого автора ты знаешь?

 

3. Прочитай первое предложение рассказа, представляя, о чём читаешь.

Тебе встречались такие ребята в жизни? Как ты думаешь, что скажет Толе мама? Запиши.

Мама скажет, чтобы он _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитай продолжение. Проверь своё предположение.

· Как ты понимаешь мамин совет? Как ты думаешь, Толя воспользуется маминым советом?

· Что ты можешь посоветовать Толе? Что ему нужно делать? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитай рассказ полностью. Подтвердились ли твои предположения?

 

6. Как ты думаешь, теперь с Толей будут дружить дети? Почему? Каким нужно быть, чтобы с тобой хотели дружить? Подчеркни нужные слова.

Честный, добрый, хитрый, сильный, отзывчивый, внимательный, заботливый, весёлый, известный, терпеливый, искренний, жадный.

 

 

Урок 32

Выполни задания 1- 3.

Самое страшное

Е. Пермяк

  Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинешенек!

 

1. Прочитай только название произведения. Догадайся, о чём оно. Запиши свои предположения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай начало рассказа (первый абзац), представляя, о чём читаешь.

Знакомы ли тебе такие мальчики, как Вова? Хочется ли тебе иметь такого друга? Почему? Объясни. Выбери и запиши свой ответ.

Мне бы хотелось иметь такого друга, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________

Мне бы не хотелось иметь такого друга, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________

4. Как к поступкам Вовы относятся товарищи, девочки, бабушка, кот, собака, ёжик? Как ты думаешь, что дальше может произойти с Вовой? Какое наказание для него будет самым страшным?

5. Прочитай рассказ полностью, проверь свои предположения. Верны ли они?

6. Что самое страшное в жизни, по мнению автора? Найди в тексте и подчеркни красным карандашом.

7. Согласишься ли ты с выводом автора? Расскажи, что самое страшное для тебя. Выбери ответ и допиши.

 

Самое страшное на свете – остаться одному. Я считаю, что это так, потому что ________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самое страшное на свете – остаться одному. Я считаю, что это не так, потому что _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выбери пословицы, подходящие к тексту. Подчеркни.

 

Человек без друзей – что дерево без корней.

Всё хорошо новое, а друг – старый.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

 

Урок 33

 

Выполни задания 1-6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: