VI. Домашнее задание

Урок № 65.                                                  Лекция

Тема: «Соли. Генетическая связь между классами органических и неорганических     

        соединений»

Цель: обобщить и закрепить сведения о физических и химических свойствах солей, способах их получения, классификации, создать условия для выявления обучающимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

 

Перед тем как перейти к теме урока, послушайте сказку.

Сказка о Великой битве.

В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ да неприхотливый щавель.

Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.

Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.

Вопросы и задания:

О каких классах веществ идет речь в данной сказке?

Объясните цвета флагов обеих войск и мирных народов.

Как называется реакция «Великой битвы»? Составьте подходящее уравнение к данной реакции.

Как могли желудки воинов войска под красным флагом переваривать железные гвозди? Составьте уравнение данной реакции. Почему этим воинам годились только медные или серебряные доспехи?

Реакция «Великой битвы» - это реакция нейтрализации, а как вы знаете в результате этой реакции образуется соль и вода.

Соли -сложные вещества, состоящие из атомов металлов (иногда входит водород или гидроксильная группа) и кислотных остатков.

Классификация солей

 


Чаще всего мы будем работать со средними солями.


Названия солей

для средней соли -

название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью

Na2SO4- сульфат натрия,

CuSO4- сульфат меди (II)

для кислой соли –

«гидро» или «дигидро» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью

NaHSO4 – гидросульфат натрия;

NaH2PO4 – дигидроортофосфат натрия

для основной соли –

«гидроксо» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью

Mg(OH)Cl - гидроксохлорид магния

ПОЛУЧЕНИЕ

1. Из металлов:

металл + неметалл = соль

Fe + S = FeS

металл (металлы до Н2) + кислота (р-р) = соль + Н2­

Zn +2 HCl = ZnCl2 + H2

Металл + соль = соль = металл

Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

2.Из оксидов:

кислотный оксид + щелочь = соль + вода

SO3 + 2 NaOH = Na2SO4 + H2O

основный оксид + кислота = соль + вода

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

основный оксид + кислотный оксид = соль

Na2O + CO2 = Na2CO3

3. Реакция нейтрализации:

кислота + основание = соль + вода

HCl + NaOH = NaCl + H2O

4. Из солей:

соль1 + соль2 = соль3 + соль4

NaCl + AgNO3 = NaNO3 +AgCl ↓

соль1 + щелочь = нерастворимое основание + соль 2

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

соль1 + кислота1 = кислота2 + соль2

2NaCl + H2SO4 = 2HCl­ + Na2SO4

Примечание: Все реакции обмена протекают до конца, если одно из образующихся веществ нерастворимо в воде (осадок), газ или вода.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической. Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить 2 разновидности рядов:

Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

Металл → Основный оксид → Щелочь → Соль

Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

Металл → Основный оксид → Соль → Основание → Основный оксид → Металл

Среди неметаллов также можно выделить 2 разновидности рядов:

Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая в воде кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

Неметалл → Кислотный оксид → растворимая Кислота → Соль

Генетический ряд неметаллов. Где в качестве звена ряда выступает нерастворимая в воде кислота:

Неметалл → Кислотный оксид → Соль → Кислота → Кислотный оксид → Неметалл

После того, как мы составили генетический ряд, его необходимо решить. Т.е. осуществить цепочку превращений. Что это значит?

Каждая стрелочка в генетическом ряду указывает на 1 уравнение реакции. Т.е. вы знаете 1 реагент и 1 из продуктов реакции. Ваша задача подобрать второй реагент, таким образом, чтобы в результате реакции получился нужный нам продукт реакции. Не обязательно, чтобы продуктом реакции было ТОЛЬКО одно вещество, допускается наличие нескольких продуктов реакции, но одним из них ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть тот продукт реакции, который указан в цепочке.

Пример. Осуществить цепочку превращений по схеме.

Са → СаО →  Са(ОН)2 → СаСО3

2Са + О2 = 2СаО

СаО + Н2О = Са(ОН)2 

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

VI. Домашнее задание.

№1. Дайте названия следующим солям:
NaCl
KNO3
FeCl3
Li2SO4
KHSO4
BaOHCl
CaSO3
Al2S3
NaH2PO4
CuCl2

№2. Составьте химические формулы солей по их названиям: хлорид железа (II), гидросульфид калия, сульфид калия, сульфит калия, сульфат калия, ортофосфат железа (III), нитрат магния, карбонат натрия.

№ 3 Осуществить цепочку превращений по схеме. Назвать вещества.

Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4

K → K2O → KOH → KCl

 

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: