Утверждаю
Зам. директора по УВР
_________ В.Д. Татаринова
1 апреля 2020г
Урок №44
Группа3-18(сварщики 2курс)
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
образовательная - сформировать понятие о многоатомных спиртах: их строении, свойствах, применении, развить понятия о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ, формировать устойчивый познавательный интерес на основе положительной мотивации к обучению;
развивающая – развивать умение обучающихся работать со справочной и дополнительной литературой; принимать решения в проблемной ситуации, развивать умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цель, делать выводы;
|
|
воспитательная - воспитывать культуру здоровьесбережения при проведении лабораторного опыта, вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, частично-поисковое исследование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, предметный столик, штатив с пробирками; инструкционные карточки для проведения опытов.
Реактивы: вода, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин, раствор соляной кислоты, индикатор метиловый оранжевый;
Используемый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2014г.
Структура урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
- Определение темы. Целеполагание. Планирование учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Контроль, проверка понимания усвоенного материала.
- Коррекция.
- Закрепление усвоенного материала.
- Дифференцированное домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов урока.
- Проведение рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку, создание положительного эмоционального настроя.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите, пожалуйста, на предметный столик. На нем находятся следующие предметы: шоколад, лекарственные препараты, крема, шампуни, мыло, антифриз.
Почему на этот урок подготовлены столь непохожие по применению предметы? Конечно, эти предметы не случайны и имеют самое непосредственное отношение к нашему уроку. Но что их объединяет?
|
|
III. Актуализация опорных знаний.
Работа с классом.
Интерактивный метод «Незаконченное предложение». Учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Используется мультимедийная презентация. Каждый следующий участник обсуждения «по цепочке» начинает свое предложение с последних слов предыдущего выступающего:
Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов … замещены … группами.
Гидроксильные группы в спиртах являются … группами.
Функциональными группами называются … (группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ).
Свойства веществ зависят не только от … (того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул), но и от … (взаимовлияния атомов в молекулах).
В молекуле спирта содержатся атомы...
Общая формула спиртов - …, формула предельных одноатомных спиртов - …
За счет электроотрицательного атома кислорода одной гидроксогруппы и атома водорода другой образуются …связи.
Названия спиртов происходят от соответствующих … с добавлением суффикса …
Дайте названия спиртам СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН, С4Н9ОН.
Какие основные химические свойства характерны для спиртов? …(горение, взаимодействие с активными металлами, с галогеноводородами, внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация).
3.2. Работа у доски по раздаточным карточкам (2 ученика)
3.2.1.Составить структурные формулы спиртов по названию:
а)2-метилбутанол;
б) 2,2-диметилбутанол-1;
в)2,4-диметил-2-гексанол.
3.2.2.Дать названия спиртам по международной номенклатуре
а) СН2─СН2−ОН
б) СН3 – СН − СН3 в) СН3−СН2−СН−СН2−ОН
ǀ ǀ
ОН СН3
г) СН2− СН – СН2
ǀ ǀǀ ǀ
ОН ОН ОН
IV. Целеполагание. Планирование учебной деятельности.
Совместное определение темы урока.
Вопросы для обсуждения: Что в последнем задании у вас вызвало затруднение? Почему?
Да, действительно, химическое соединение, в составе которого находятся три группы –ОН, мы не изучали. Подумайте, можно ли назвать данное соединение спиртом?
Значит, химическое соединение, в состав которого входят несколько гидроксогрупп, это спирт. В отличие от изученных предельных одноатомных в состав данного спирта входит три -ОН групп, и относится он к многоатомным спиртам. Таким образом, сегодня на уроке будем изучать многоатомные спирты и тема урока: «Многоатомные спирты» Слайд 1.
Многоатомный спирт, формула которого написана на доске, называется глицерином. Многоатомный спирт, в состав которого входят две гидроксильные группы, называется этиленгликоль.
Самостоятельное определение учащимися целей урока.
Запишите в тетрадь под темой «Цель урока» и каждый для себя поставьте определенные цели. Озвучьте их. На доске учитель записывает намеченные цели урока.
Слайд 2. Цель: знать строение, физические и химические свойства и применение многоатомных спиртов в сравнении с одноатомными спиртами, уметь составлять уравнения реакций, характеризующие их свойства.
4.3. Слайд 3. Планирование на основании целей урока: строение, номенклатура, физические и химические свойства, получение, применение.
Слайд 4. Проблема: если многоатомные спирты, также как и одноатомные, содержат гидроксильную группу – ОН, то их строение и свойства похожи на одноатомные?
V. Изучение нового материала
1. Состав и классификация многоатомных спиртов.
Слайд 5 Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:
|
|
СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.
2. Изомерия и номенклатура двух– и трёхатомных спиртов.
В названиях многоатомных спиртов сначала называют углеводород, который лежит в основе спирта, затем, перед суффиксом – ОЛ ставят префикс, указывающий количество гидроксогрупп (ди-, три, тетра-, пента, гекса- и т.д.), а в конце указывают номера атомов углерода при которых находятся гидроксогруппы.
Задание: из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре. Слайд 6.
Слайд 7. Изомерия трёхатомных спиртов и двухатомных (гликолей) зависит от строения цепи и положения в ней гидроксильных групп.
Напишите формулы спиртов: Слайд 8
3. Физические свойства Слайд 9
Перед учащимися - пробирка с глицерином.
Что представляет собой глицерин? Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса.