V. Изучение нового материала

Утверждаю

                                                                         Зам. директора по УВР

                                                                         _________ В.Д. Татаринова

                                                                         1 апреля  2020г

                                           Урок №44

                              Группа3-18(сварщики 2курс)

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

образовательная - сформировать понятие о многоатомных спиртах: их строении, свойствах, применении, развить понятия о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ, формировать устойчивый познавательный интерес на основе положительной мотивации к обучению;

развивающая – развивать умение обучающихся работать со справочной и дополнительной литературой; принимать решения в проблемной ситуации, развивать умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цель, делать выводы;

воспитательная - воспитывать культуру здоровьесбережения при проведении лабораторного опыта, вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, частично-поисковое исследование.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, предметный столик, штатив с пробирками; инструкционные карточки для проведения опытов.

Реактивы: вода, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин, раствор соляной кислоты, индикатор метиловый оранжевый;

Используемый учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Просвещение», 2014г.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
  4. Определение темы. Целеполагание. Планирование учебной деятельности.
  5. Изучение нового материала.
  6. Контроль, проверка понимания усвоенного материала.
  7. Коррекция.
  8. Закрепление усвоенного материала.
  9. Дифференцированное домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
  10. Подведение итогов урока.
  11. Проведение рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку, создание положительного эмоционального настроя.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите, пожалуйста, на предметный столик. На нем находятся следующие предметы: шоколад, лекарственные препараты, крема, шампуни, мыло, антифриз.

Почему на этот урок подготовлены столь непохожие по применению предметы? Конечно, эти предметы не случайны и имеют самое непосредственное отношение к нашему уроку. Но что их объединяет?

III. Актуализация опорных знаний.

Работа с классом.

Интерактивный метод «Незаконченное предложение». Учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Используется мультимедийная презентация. Каждый следующий участник обсуждения «по цепочке» начинает свое предложение с последних слов предыдущего выступающего:

Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов … замещены … группами.

Гидроксильные группы в спиртах являются … группами.

Функциональными группами называются … (группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ).

Свойства веществ зависят не только от … (того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул), но и от … (взаимовлияния атомов в молекулах).

В молекуле спирта содержатся атомы...

Общая формула спиртов - …, формула предельных одноатомных спиртов - …

За счет электроотрицательного атома кислорода одной гидроксогруппы и атома водорода другой образуются …связи.

Названия спиртов происходят от соответствующих … с добавлением суффикса …

Дайте названия спиртам СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН, С4Н9ОН.

Какие основные химические свойства характерны для спиртов? …(горение, взаимодействие с активными металлами, с галогеноводородами, внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация).

3.2. Работа у доски по раздаточным карточкам (2 ученика)

3.2.1.Составить структурные формулы спиртов по названию:

а)2-метилбутанол;

б) 2,2-диметилбутанол-1;

в)2,4-диметил-2-гексанол.

3.2.2.Дать названия спиртам по международной номенклатуре

а) СН2─СН2−ОН

б) СН3 – СН − СН3 в) СН3−СН2−СН−СН2−ОН
ǀ ǀ
ОН СН3

г) СН2− СН – СН2
ǀ ǀǀ ǀ
ОН ОН ОН

IV. Целеполагание. Планирование учебной деятельности.







Совместное определение темы урока.

Вопросы для обсуждения: Что в последнем задании у вас вызвало затруднение? Почему?

Да, действительно, химическое соединение, в составе которого находятся три группы –ОН, мы не изучали. Подумайте, можно ли назвать данное соединение спиртом?

Значит, химическое соединение, в состав которого входят несколько гидроксогрупп, это спирт. В отличие от изученных предельных одноатомных в состав данного спирта входит три -ОН групп, и относится он к многоатомным спиртам. Таким образом, сегодня на уроке будем изучать многоатомные спирты и тема урока: «Многоатомные спирты» Слайд 1.

Многоатомный спирт, формула которого написана на доске, называется глицерином. Многоатомный спирт, в состав которого входят две гидроксильные группы, называется этиленгликоль.

Самостоятельное определение учащимися целей урока.

Запишите в тетрадь под темой «Цель урока» и каждый для себя поставьте определенные цели. Озвучьте их. На доске учитель записывает намеченные цели урока.

Слайд 2. Цель: знать строение, физические и химические свойства и применение многоатомных спиртов в сравнении с одноатомными спиртами, уметь составлять уравнения реакций, характеризующие их свойства.

4.3. Слайд 3. Планирование на основании целей урока: строение, номенклатура, физические и химические свойства, получение, применение.

Слайд 4. Проблема: если многоатомные спирты, также как и одноатомные, содержат гидроксильную группу – ОН, то их строение и свойства похожи на одноатомные?

V. Изучение нового материала

1. Состав и классификация многоатомных спиртов.

Слайд 5 Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:

СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.

2. Изомерия и номенклатура двух– и трёхатомных спиртов.

В названиях многоатомных спиртов сначала называют углеводород, который лежит в основе спирта, затем, перед суффиксом – ОЛ ставят префикс, указывающий количество гидроксогрупп (ди-, три, тетра-, пента, гекса- и т.д.), а в конце указывают номера атомов углерода при которых находятся гидроксогруппы.

Задание: из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре. Слайд 6.

Слайд 7. Изомерия трёхатомных спиртов и двухатомных (гликолей) зависит от строения цепи и положения в ней гидроксильных групп.

Напишите формулы спиртов: Слайд 8

 

3. Физические свойства Слайд 9

Перед учащимися - пробирка с глицерином.

Что представляет собой глицерин? Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: