Урок по трудовому обучению для учащихся 6 класса (смешанный тип)

Тема урока: Роль труда в жизни успешного человека.

Цель: На примерах литературных произведений показать, что всё в жизни достигается через труд.

Задачи:

- поразмышлять о пользе труда и коварстве лени;

- нацелить на правильное восприятие учебного труда;

- воспитывать уважение к людям труда.

Ход урока:

На сегодняшнем занятии мы с вами увидим, что всё в жизни достигается через труд и наша успешность тоже зависит от труда.

«Человек славен трудом»–  гласит народная мудрость. «Землю красит солнце, а человека труд». Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Задание № 1: Прочитай, внимательно пословицы и поговорки и постарайся закончить каждую, вставив нужное слово, взяв его из подсказок.

1. Землю солнце красит, а человека …

2. Чтоб в почёте быть, надо труд …

3. Не красна жизнь днями, а красна …

4. Труд человека кормит, а лень …

5. Глаза страшат, а руки …

6. Терпенье и труд, все …

7. Больше дела - меньше …

8. Где ученье, там и …

9. Каков мастер, такова …

10. Кому работать в тягость, тот не знает …

Слова для подсказок: слов, делают, труд, портит, уменье, делами, любить, перетрут, работа, радость.

О людях, которые трудятся добросовестно и творчески, радуя своим трудом окружающих, вспоминают долго и с благодарностью. Вы наверняка знаете, много великих людей различных профессий: писателей, космонавтов, художников, композиторов, которые жили давно. Но о них и сейчас помнят, стремятся быть похожими на них.

Задание № 2: Попробуй вспомнить и написать известных тебе людей различных профессий, например: Юрий Гагарин – космонавт…

Труд –  это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии. К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» и т.д. То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку и заявить о своём желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Прочитай текст рассказа Л.Н. Толстого «Галка».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.                                                         (Л.Н. Толстой)

Ответь на вопрос: – Благодаря чему птице удалось исполнить свою потребность – попить? Правильно, благодаря смекалке и труду галке удалось напиться воды из кувшина.

А, вот ещё одно очень интересное стихотворение, прочитай его:

Запахи дня.

Если мы строгаем, клеим-

Пахнет день столярным клеем.

Если лесом день пропах-

Мы с корзиною в руках.

Если дымом от костра-

На рыбалке мы с утра,

А ничем не пахнет день -

Значит, к нам подкралась лень.                                              

                                         (Г.Ладонщиков)

Как ты думаешь – кому лучше, интереснее живётся на свете – ленивому или трудолюбивому человеку? Почему?

Вывод: Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной – он всегда найдёт себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает своё время, проводит дни только в бесплодных мечтаниях.

Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие.

Задание № 3: Вспомни и запиши название сказки и её героев – лентяев и трудолюбивых. Например: Сказка «По щучьему велению» – Емеля, царь, царевна-не Смеяна…

   Все люди живут на свете по правилам.                                                                                                           Лентяи живут по одним правилам, а труженики по другим.

Определи, кому принадлежат данные правила.

ü Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.

ü Не берись за веник, спинка заболит.

ü Не клади в рот кашу, устанешь жевать.

ü Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.

ü Не смотри телевизор, а то глазки устанут.

ü Никуда не ходи, ножки устанут.

ü Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Конечно, же для ЛЕНТЯЕВ

Определи, теперь другие правила. Для кого они?

ü Вставай пораньше, успеешь больше.

ü В доме содержи чистоту и порядок.

ü Следи за своим внешним видом.

ü Помогай старшим и младшим.

ü Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.

ü Учись любому доброму делу, оно всегда пригодится в жизни.

Конечно, же для ТРУДОЛЮБИВЫХ

А, теперь отгадайте, о чем эта загадка?

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за горами –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток.

Правильно – это наши руки! А как ты думаешь, почему, я загадала загадку про руки, если тема нашего занятия – Успешного человека создает труд? Верно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Прочитай рассказа В. Сухомлинского «Черные руки».

Бабушка месила тесто. Тесто было пышным, мягким, белым.

- Испеки мне голубя, попросил Юра. Бабушкины руки стали лепить голубя. Вот появились крылья, тонкие, нежные, каждое перышко видно. А руки у бабушки черные, сморщенные, с высохшими тонкими пальцами. Не может внук оторвать глаз от них словно впервые увидел бабушкины руки. Достала бабушка, голубя из печи, поставила перед внуком. А его и есть жалко: белый, пышный, будто вот-вот взлетит.

- Бабушка, - спрашивает Юра, - почему руки у вас черные-черные, а голубь белый-белый?

- Если бы у меня были руки белые, не было бы ни теста, ни голубя, - тихо сказала бабушка.

Юра загляделся на голубя. Потом сказал:

- Дайте мне лопату, бабушка.

- Зачем?

- Пойду в сад копать землю.

- Зачем же ее сейчас копать?

- Чтоб руки почернели…

 

Вывод: Когда человек приучен к труду, его руки могут многое сделать. Даже испечь голубя, похожего на настоящего.

Погляди и ты на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Решительно всё вокруг тебя, сделали человеческие руки. Всё могут, всё умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые.

А тебе какие правила больше нравятся? 

Человек трудолюбивый во все времена был любим и уважаем окружающими.

Задание № 4: Отгадай профессии, спрятанные в загадках, ответы впиши в таблицу.

***

1. С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы, конечно же…

***

2. Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?..

***

3. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять…
***

4. Он с утра метёт наш двор,

Убирает всякий сор.

Разбросал бумажки кто-то.

- Ох, и задал мне работу!

Всё отвёз в мусоросборник

На своей тележке…

5. Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?..

***

6. Встаёт он очень рано, ведь у него забота.

Отвезти скорей людей утром на работу…

 

Сейчас для тебя самый главный труд –  это учеба. Но каждый относится к нему по-своему. Есть такая притча: «На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один отвечает: «Камни ношу». Другой говорит: «Деньги зарабатываю». Третий «Строю собор!». Для одних труд –  это принудиловка, рабство, для вторых –  это средство существования, для третьих –  радость служения великой цели.

Сейчас, вы все учитесь в школе. Но одни учатся, чтобы получить знания, чтобы совершенствовать себя, другие, чтобы общаться, встречаться с друзьями, а третьи - потому, что посылают родители, надо быть, как все. Не пора ли некоторым из вас изменить позицию? Помните, что славу человеку создает труд, и только труд!

Домашнее задание: Расчерти на листке бумаги таблицу как у меня, выполни все четыре задания, ответы внеси в таблицу, сфотографируй её и оправь классному руководителю, я проверю и поставлю тебе оценку.

Задание № 1: Прочитай, внимательно пословицы и поговорки и постарайся закончить каждую, вставив нужное слово, взяв его из подсказок. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Задание № 2: Попробуй вспомнить и написать известных тебе людей различных профессий, например: Юрий Гагарин – космонавт… 1. 2. 3. 4. 5.
Задание № 3: Вспомни и запиши название сказки и её героев – лентяев и трудолюбивых. Например: Сказка «По щучьему велению» – Емеля, царь, царевна-не Смеяна… 1. 2. 3. 4. 5.
Задание № 4: Отгадай профессии, спрятанные в загадках. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: