Тема урока: Создание базы данных, поиск
Цель: формирование у обучающихся знаний о приемах создания базы данных, поиска и сортировки данных в ней.
Задачи:
- образовательная – научить обучающихся применять теоретические знания по созданию БД, поиску и сортировке данных на практике;
- развивающая – развитие памяти, внимания, логического мышления;
- воспитательная – воспитать познавательный интерес, уверенность в собственных силах.
Этапы урока:
I. Организационный этап (2 мин).
II. Подготовительный этап (3 мин).
III. Практическая работа (30 мин)
IV. Рефлексия (3 мин).
V. Домашнее задание (2 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели и задач урока.
2. Подготовительный этап
Проверка домашнего задания, выявление затруднений, которые возникли у обучающихся при выполнении домашнего задания.
Фронтальный опрос:
а) Что такое БД?
б) Что такое СУБД?
в) Что собой представляет реляционная БД?
г) Как можно создать таблицу в MS Access?
д) Как можно создать форму ввода?
е) Как осуществляется сортировка данных?
ж) Как осуществляется поиск данных?
3. Практическая работа
Критерии оценки практической работы
Задания базового уровня оцениваются в 1 балл, задания продуктивного уровня в 2 балла, творческого в 3 балла. На оценку «5» необходимо набрать больше 8 баллов, на «4» – от 6 до 8 баллов, на «3» – от 4 до 5 баллов, меньше 5 баллов оценка «2».
Задания для самостоятельного выполнения
Базовый уровень:
1. Создайте структуру однотабличной базы данных «Книги», которая будет содержать следующую информацию:
- № книги (счетчик) – ключевое поле
- автор (текстовый тип данных)
- название (текстовый тип данных)
- количество страниц (числовой тип данных)
- издательство (текстовый тип данных)
- год издания (текстовый тип данных)
- количество экземпляров (числовой тип данных)
- жанр (текстовый тип данных)
- цена (денежный тип данных).
Чтобы запустить СУБД Access необходимо выполнить команду Пуск ®Программы ® Microsoft Office 2007 ®Microsoft Office Access 2007. В появившемся окне необходимо выбрать «Новая база данных». Затем следует указать имя создаваемой базы данных (библиотека) и нажать кнопку «Создать». После чего в появившемся окне базы данных на вкладке «Создание» выберите режим «Конструктор таблиц». Данный режим позволяет полностью описать структуру таблицы (см. рис. 1). В столбец «Имя поля» запишите: № книги, автор, название, количество страниц, издательство, год издания, количество экземпляров, жанр, цена. Во втором столбце «Тип данных» необходимо в списке выбрать соответствующие типы полей. В третий столбец «Описание» заносится описание каждого поля – пояснение, которое будет появляться в левом нижнем углу экрана. Описание полей дополнительные и необязательный элемент структуры баз данных. После того, как все поля описаны, следует выделить ключевое поле. Для этого выделить поле (№ книги), щелкнув по нему мышью, а затем на вкладке «Конструктор» выберете команду «Ключевое поле». Сохранить структуру таблицы под именем «Книги», выбрав соответствующую команду на панели инструментов или в меню Файл.
Рис. 1. Режим конструктора таблицы «Книги». |
2. Создайте форму ввода.
Для этого необходимо щелкнуть по вкладке «Создание» и в разделе формы в раскрывающемся списке выбрать «Мастер форм». После выбора данного режима создания формы, перед вами появится диалоговое окно (см. рис. 2), в котором необходимо выбрать источник формы (Таблица «Книги») и все поля.
После чего нажимаете кнопку «Готово». Перед вами появится форма, готовая для внесения записей.
Рис. 2. Этап создания формы ввода. |
3. Заполните данную базу 5 записями.
Для этого откройте форму ввода и внести необходимые данные (см. табл. 1).
Таблица 1
Таблица «Книги»
№ | Автор | Название | Кол-во страниц | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров | Жанр | Цена |
1 | Гоголь Н.В. | Повести | 368 | Москва | 1986 | 12 | Повесть | 125,70 |
2 | Лагин Л. | Старик Хотабыч | 371 | Москва | 1997 | 6 | Сказки | 102,00 |
3 | Могилев А.В | Информатика | 816 | Москва | 2000 | 58 | Учебник | 129,00 |
4 | Толстой Л.Н. | Война и мир | 624 | Санкт-Петербург | 1987 | 19 | Роман | 59,26 |
5 | Макарова Н.В. | Информатика | 135 | Екатеринбург | 2003 | 121 | Учебник | 304,00 |
4. Отсортируйте название книг по алфавиту.
Для этого необходимо выделить столбец «Название» и на вкладке «Главная» в разделе «Сортировка и фильтры» выбрать вид сортировки (по возрастанию).
Практическая работа «Реализация простых запросов с помощью конструктора» Задания.
Откройте БД «Видеотека» на рабочем столе. Ознакомьтесь с ее содержимым. Ответьте на вопросы:
1. Укажите ключевое поле таблицы.
2. Сколько записей в таблице?
3. Сколько полей в таблице?
4. Перечислите имена полей и их типы.
3.2 Устный опрос. (фронтальная работа)
• Что такое запрос? (Это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными)
• Что входит в понятие манипулирования данными? (действия, выполняемые над информацией)
• Какие действия можно производить над информацией в БД? (выборка данных по некоторым условиям, сортировка данных, удаление и добавление данных)
• На каком языке составляются запросы? (SQL – язык запросов)
• В каком режиме мы составляем запрос? (В режиме дизайна)
• Какие специальные символы используются при составлении запросов? (?,*, like, between)
Задание 1.
Дана база данных, содержащая следующие поля:
Фамилия, Имя, Дата рождения, Пол, Улица, Дом, Класс.
Сформулируйте условия отбора:
1. Кто учится в 8 классе? (Класс =8)
2. Кто живет на улице Пушкина? (Улица =’Пушкина’)
3. У кого номер дома меньше 50? (Дом<50)
4. Кто родился в 1999 году? (Дата рождения =*.*.99)
5. Кто родился весной?(Дата рождения = (*.03.*) or (*.04.*) or (*.05.*))
6. Кого фамилия начинается на букву «С» (Фамилия=like ‘C*’)
7. У кого день рождения 20 декабря? (Дата рождения =20.12.*)
Домашнее задание
Придумайте структуру БД «Успеваемость», содержащую сведения об успеваемости обучающихся вашей группы