Ссылка на электронный учебник

Материал к уроку Музыка на 7.04

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Задачи:

¾ познакомить обучающихся с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини;

¾ освоить и уметь объяснять понятия «вокализ», «портрет», «каприс», «чакона»;

¾ расширить запас музыкальных впечатлений;

ХОД УРОКА

-Здравствуйте ребята

Сегодня мы с вами отправимся в страну музыки и изобразительного искусства

Для того чтобы понять музыку ее нужно не только услышать, но и увидеть

Ведь немецкий архитектор, художник Карл Фридрих Шинкель говорил «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой...»

Учитель: В каких видах искусства можно встретить портрет?

Дети: (скульптура, живопись, литература, музыка)

Учитель: композиторы написали музыку для одного из самых красивых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого удивительного инструмента и назовите его.

Послушать дома (звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова).

Учитель: прошу вас назвать инструмент, который вёл мелодию.

Дети: скрипка.

Учитель: Вы прослушали отрывок музыкального произведения С.В. Рахманинова. «Вокализ»

Мы с вами знакомы с термином «вокализ», напомните мне, пожалуйста, что он обозначает.

Ваш ответ: Относится к вокальной музыке, обозначает «пение без слов».

Учитель: Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

Дети: да.

Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Учитель: Почему Её голос часто сравнивают с человеческим.

Дети: Скрипка может петь, плакать, говорить…

- Когда и где появилась скрипка?

Дети: В Европе, в конце 15 века

- У кого скрипка была любимым инструментом?

Дети: ответ на с.114

- В каких странах скрипка сохранилась как народный инструмент?

Дети: ответ на с.114

Зайти по ссылке

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/Музыка/Музыка%205%20класс%20Учебник%20Сергеева%20Критская/index.html

А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ный язык сочинений

Послушать дома: «Чакона» И.С.Баха

-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)

-Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

  «чакона»: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.

Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери

Учитель: А Знаете ли вы имена великих скрипачей?

Дети: Антонио Вивальди, Николо Паганини

Учитель: Сегодня хочу рассказать о великом итальянском скрипаче-виртуозе Николо Паганини

Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.

Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини-старший отличался необузданным характером, Никколо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе.

С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.

Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.

Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.

Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.

Учитель: На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.

 

Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».

 

(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз,).

Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса:

Слушание: Паганини. «Каприс № 24».

 

Мелодию Каприса № 24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. Он как магнит притягивает к себе музыкантов, каких, перечислите пожалуйста

В 1986 году на экраны вышел советский минисериал «Никколо Паганини» посвященный жизни и творчеству великого скрипача и композитора. Выход картины был приурочен к двухсотлетнему юбилею Паганини.

А в 2013 выходит мировой мюзикл Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола»

 

Итог урока

  Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.

А теперь вспомним что мы сегодня узнали нового на нашем уроке

О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини).

Что такое каприс

к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые);

почему их так называют? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);

 

 

¾   Домашнее задание: знать и уметь объяснять понятия «вокализ», «портрет», «каприс», «чакона»;

 

Ссылка на электронный учебник

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/Музыка/Музыка%205%20класс%20Учебник%20Сергеева%20Критская/index.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: