Развитие речи ( устно)

Тема: Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: один

Место урока в системе уроков по теме: первый

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого, его стихами о человеке и природе.
Задачи:

- выявить особенности поэтики;
- познакомить с тематикой и проблематикой стихотворений Заболоцкого;
- обучать интерпретации поэтического текста, умению анализировать стихотворения;
- развивать эстетическое чутьё;
- воспитывать чувство прекрасного.

- учиться выразительно читать стихотворения Заболоцкого.

 

 






Ход урока

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Н. Заболоцкий.

Мотивация

Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой – образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенного человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце».

Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творчества – он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

Знакомство с биографией поэта.

Задания:

Прочитать статью учебника (стр.148-151) или ознакомиться с данным текстом

Поэт Заболоцкий Николай Алексеевич родился 24 апреля (7 мая) 1903 года поблизости Казани в семье агронома и учительницы. Его детство прошло в Кизической слободе около Казани. Литературный талант Заболоцкого проявился еще в раннем возрасте. В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения.

В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока.

В 1920 году Заблоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы. В 1925 году оканчивает вуз.

В 1926 – 1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.

Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде.

В 1929 году был опубликован первый сборник поэта – «Столбцы», вызвавший неоднозначную реакцию критиков. В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга».

В 1938 году Николая Заболоцкого, биография которого ранее не включала проблем с законом, арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. До 1943 года поэт находился в лагерях, сначала поблизости Комсомольска-на-Амуре, затем в Алтайлаге. С 1944 года Заболоцкий жил в Караганде, где закончил работу над переложением «Слова о полку Игореве».

В 1946 году Николаю Алексеевичу было разрешено вернуться в Москву. В этом же году его восстановили в Союзе писателей. Вскоре поэт перевел поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1948 году увидел свет третий сборник Заболоцкого «Стихотворения».

С 1949 года Заболоцкий, опасаясь реакции властей, практически не писал. Только с началом «хрущевской оттепели» поэт вернулся к активной литературной деятельности. В 1957 году вышел самый полный сборник творчества Заболоцкого.

Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.

 Интересные факты для любопытных

  • В творчестве Заболоцкого 40-е года были переломными – поэт от авангардистских произведений перешел к классическим философским стихам.
  • Николай Алексеевич является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов – Ш. Руставели, Д. Гурамишвили, В. Пшавелы, Гр. Орбелиани, А. Церетели, И. Чавчавадзе. Также Заболоцкий переводил произведения итальянского поэта У. Саба, обработал для детей перевод книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и др.
  • В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой, выпускнице Петербургского педагогического института. У них было двое детей.
  • На Заболоцкого неизгладимое впечатление произвели работы Циолковского, раскрывающие идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Кроме того, Николай Алексеевич увлекался трудами А. Эйнштейна, Ф. Энгельса, К. Тимирязева, Г. Сковороды, Ю. Филипченко, В. Вернандского, Н. Федорова.

 

Записать в тетрадь основные даты жизни Заболоцкого.

Продолжение работы над новым материалом.

1)Просмотрите видео урок (перейдите по ссылке  https://www.youtube.com/watch?v=Q2dK-H41wh0, или и вставьте в поисковое окно)

2) Вслушаемся и мы в звуки стихотворения Заболоцкого «Завещание». https://www.youtube.com/watch?v=yRC0qgEXlJI

Развитие речи (устно).

 Постарайтесь сформулировать мнение о том, в чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения?

Подсказка: (Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)

 

4. Самостоятельная работа. Вам поможет словарь терминов https://multiurok.ru/files/iege-litieratura-tieoriia-litieraturoviedchieskiie.html

1. Как называется разновидность лирики, отражающая вечные вопросы бытия: жизни и смерти, смысла жизни и пр.?

2. Назовите средство иносказательной выразительности:
И, погасив свечу, опять отправлюсь я В необозримый мир туманных превращений...

3. Как называется изобразительное средство?
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница, Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

4. Как называется прием?
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл, Когда впервые капля дождевая Упала на него, в лучах изнемогая.

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

6. Как называется изобразительное средство?
В необозримый мир туманных превращений...








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: