Готовясь к написанию сочинения

5) критическая литература современников вам необходима.

6) делаются выписки из критики.

7) нежелательно пользоваться готовыми образцами.

8) непременно прочитайте сначала само произведение.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

5) нас направили в училище.

6) нам выдали аттестат.

7) многие поступают в институт.

8) учителя советовали мне учиться дальше.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

5) лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.

6) мне показалось странным это молчание.

7) она попросила впредь предупреждать о приезде.

8) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Вариант № 2

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

5) разберитесь в существе вопроса.

6) потребуется личная убеждённость оратора.

7) у меня возникло своё видение проблемы.

8) стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

5) я заглянул по пути к приятелю.

6) на дорогах были пробки.

7) внезапно погода испортилась и полил дождь.

8) магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

5) необходимо пользоваться словарём.

6) нужно не меньше часа.

7) не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

8) внимательно обдумывается прочитанное.

4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

5) Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.

6) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.

7) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.

8) Сидя за партой, следите за своей осанкой.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

5) Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.

6) Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.

7) Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

8) Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.

 

–От какого слова в предложении зависит деепричастие? (От глагола-сказуемого)

 

– Что означает глагол? (Основное действие.)

 

– Какой вопрос задаем к деепричастию? (Как? Каким образом?)

 

– Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию? (Что сделав?)

 

– Какое же действие обозначает деепричастие? (Второстепенное, добавочное, дополнительное.)

 

– Что такое деепричастие? (Деепричастие – глагольная форма, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.)

 

2. Морфологические признаки деепричастия.

 

– К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи? (К наречию.)

– Вопрос что сделав? напоминает нам о глаголе.

 

– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? (В нем совмещаются признаки наречия и глагола.)

– Назовите их.

 


Признаки глагола:

– Вид.

– Возвратность.

– Переходность.

– Значение.

Признаки наречия:

– Не изменяется.

– Вопросы.

– Примыкает к глаголу.

– В предложении – обстоятельство

 

– Итак, признаки каких частей речи свойственны деепричастиям?

 

3. Словообразование деепричастия.

 

– Мы с вами выполним морфемный и словообразовательный разбор деепричастия. 

 

 

расположив 

 

Дополнительные вопросы по морфемному разбору:

 

– Почему нет окончания? (Неизменное слово.)

 

Расположив ← расположить (суффиксальный способ)

 

– Итак, от чего и с помощью чего образуется деепричастие?

 
^


– Какие еще суффиксы, кроме -в, принимают участие в образовании деепричастий?

 

Рассмотрите   таблицу «Суффиксы деепричастий», используя материал

 

 

Образование деепричастий

  Основа Суффикс
Деепричастие несов.в. гл. наст. вр -а-, -я-
Деепричастие сов.в инфинитив -в-, -вши-, -ши-

 

 

4. Выполнение задания на формообразование.

– От глаголов, записанных на доске, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс.

 

Услышать → услыша в.

 

Глядеть→ гляд я.

 

Свалиться → свали вши сь.

 

Быть → буд учи.

 

Обезуметь → обезуме в.

 


– Обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм в глаголе и деепричастии обез у меть и обез у мев. А также следует запомнить ударение в деепричастиях

ч е́ рпая

бал у́ ясь

волоч а́

(Учащиеся записывают слова и ставят в них ударение.)

 

5. Синтаксическая функция деепричастия.

 

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Оно является обстоятельством.)

 

– Как называется деепричастие с зависимыми словами? (Деепричастный оборот.)

 

– Каким членом предложения является деепричастный оборот? (Обособленным обстоятельством.)

– Почему одиночное деепричастие и деепричастный оборот называются обособленным обстоятельством? (Выделяется запятыми.)

– Найдите и подчеркните обособленное обстоятельство в записанных в начале урока предложениях. (Расположив химические элементы с учетом их атомного веса.)

6. Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: