ЧАСТЬ І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Инструкция. В заданиях 1-5 даны определения биологических структур, явлений или закономерностей. В бланке ответов в соответствующем поле запишите термин, соответствующий указанному определению.
Мужские половые органы высших споровых растений.
Экологическая группа птиц, не совершающих сезонных перелётов или кочёвок.
Пониженная двигательная активность человека, приводящая к ряду функциональных нарушений.
Обмен определенными участками между гомологичными хромосомами во время конъюгации последних в профазе первого деления мейоза.
Совокупность всех признаков и свойств организма.
Инструкция. В заданиях 6-15 выберите три верных ответа из шести. Запишите эти цифры в бланке ответов в соответствующем поле.
6. Выберите растения, у которых плод ягода:
| 1) фасоль | 4) помидор |
| 2) пшеница | 5) ландыш |
| 3) смородина | 6) тюльпан |
7. Выберите характеристики образовательной ткани растений:
| 1) обеспечивает рост вегетативных органов | 4) состоит из мелких постоянно делящихся клеток |
| 2) защищает зимующие клубни и корневища | 5) образует восковой слой на поверхности клетки |
| 3) образует камбиальный слой в стебле | 6) обеспечивает всасывание воды |
8. Выберите признаки, на основе которых живые организмы относят к царству Животные:
| 1) автотрофный тип питания | 4) ограниченный рост |
| 2) отсутствие клеточной стенки | 5) наличие крупных вакуолей |
| 3) гетеротрофный тип питания | 6) чередование поколений |
9. Выберите представителей типа Плоские черви:
| 1) аскарида человеческая | 4) нематода картофельная |
| 2) планария молочно-белая | 5) цепень свиной |
| 3) острица | 6) эхинококк |
10. Выберите виды хрящей:
| 1) коллагеновый | 4) волокнистый |
| 2) суставной | 5) соединительный |
| 3) гиалиновый | 6) эластичный |
11. Выберите элементы микроскопического строения скелетных мышц:
| 1) миофибриллы | 4) миоциты |
| 2) брюшко мышцы | 5) головка мышцы |
| 3) хвост мышцы | 6) актиновые и миозиновые нити |
12. Выберите характеристики молекулы иРНК:
| 1) в комплексе с белками образует хромосомы | 4) переносит информацию к месту синтеза белка |
| 2) в комплексе с белками строит тело рибосомы | 5) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль |
| 3) участвует в реакциях матричного типа | 6) способна самоудваиваться |
13. Выберите характеристики клеточного центра:
| 1) окружен одной мембраной | 4) участвует в биосинтезе белка |
| 2) состоит из двух центриолей | 5) участвует в клеточном пищеварении |
| 3) формирует веретено деления | 6) не имеет мембраны |
14. Выберите характеристики процесса сперматогенеза:
| 1) образуются мужские половые клетки | 4) образуется одна яйцеклетка |
| 2) проходит в четыре этапа | 5) образуются гаплоидные клетки |
| 3) образуются соматические клетки | 6) образуются клетки с 2n набором |
15. Выберите примеры идиоадаптаций:
| 1) плоская форма тела у придонных рыб | 4) наличие шипов и колючек у плодов растений |
| 2) легочное дыхание у земноводных | 5) появление присосок у квакши |
| 3) появление многоклеточности | 6) появление теплокровности у животных |
Инструкция. В заданиях 16-18 установите соответствия между элементами правого и левого столбца. Впишите буквы в соответствующее поле в бланке ответов
16. Установите соответствие между представителями класса насекомых и типами конечностей у них:
| Типы конечностей А) бегательные Б) прыгательные В) копательные Г) хватательные | Представители 1) кузнечик 2) медведка 3) пчела 4) жук-олень 5) богомол |
17. Установите соответствие между заболеванием крови и его характеристикой:
| Заболевание А) лейкопения Б) лейкоцитоз В) анемия Г) гемофилия | Характеристика 1) содержание эритроцитов в крови ниже нормы 2) содержание лейкоцитов в крови ниже нормы 3) содержание лейкоцитов в крови выше нормы 4) воспаление стенки вены с образованием тромба 5) нарушение свёртываемости крови |
18. Установите соответствие между стадиями фотосинтеза и энергетического обмена и их характеристиками:
| Стадии А) световая стадия фотосинтеза Б) темновая стадия фотосинтеза В) гликолиз Г) аэробное дыхание | Характеристика 1) расщепление крахмала до глюкозы 2) фотолиз молекулы воды 3) образование глюкозы 4) синтез 38 молекул АТФ 5) образование молочной кислоты |
Инструкция. В заданиях 19-21 установите последовательность биологических явлений, процессов, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности в бланке ответов
19. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования:
| 1) откладка яиц и их насиживание самками | 4) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов |
| 2) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных | 5) появление потомства и проявление заботы о нём |
| 3) образование у яиц белочной и других оболочек |
20. Установите последовательность изменений, происходящих с пищей в организме человека по мере прохождения её по пищеварительному каналу:
| 1) обработка пищевого комка желчью | 4) расщепление крахмала амилазой слюны |
| 2) расщепление белков под действием пепсина | 5) всасывание продуктов расщепления в кровь |
| 3) всасывание воды и образование каловых масс |
21. Установите правильную последовательность эволюционных событий исторического развития органического мира:
| 1) расцвет каменноугольных лесов, появление хвойных лесов, пресмыкающихся | 4) возникновение покрытосеменных растений, появление птиц |
| 2) господство пресмыкающихся, появление первых млекопитающих | 5) возникновение большинства типов беспозвоночных животных |
| 3) появление первых одноклеточных организмов |
Инструкция. Задания 22-24 на определение и характеристику биологического объекта или процесса. Рассмотрите внимательно рисунок или схему. Вопросы к биологическому объекту приведены ниже. В бланке ответов в соответствующем поле запишите ответы на поставленные вопросы.
На рисунке показан пищевой продукт. Дайте ответы на вопросы.
|
| 1. Из какого растения получают продукт, показанный на рисунке? Какая часть растения идет на получение этого продукта? |
| 2. К какому классу и семейству относится растение, из которого получают этот продукт? | |
| 3. Почему в цветках растения, из которого получают указанный продукт, полностью отсутствуют нектарники? |







