Фрикционные асбополимерные материалы (ФАПМ) получили широкое распространение в тормозных устройствах автотранспортных средств. ФАПМ представляет собой многокомпонентную композицию, основным компонентом которой (до 70 %) является асбест. Для придания материалу определенных технологических и эксплуатационных свойств ФАПМ содержит минеральные и органические наполнители. От сочетания и количественного содержания наполнителей зависят коэффициент трения, износостойкость, физико-механические показатели, а также технологические свойства материала в процессе его изготовления.
Связующим компонентом в ФАПМ являются каучуки, смолы и их комбинации. Материалы на каучуковом связующем обладают высоким коэффициентом трения и износостойкостью при относительно невысоких температурах трения (до 250°С) ФАПМ на смоляном связующем имеют более высокую (до 600°С) теплостойкость, но относительно низкие и нестабильные значения коэффициент трения. Применение комбинированного связующего позволяет совместить положительные качества каучука и смолы в одной фрикционной композиции.
|
|
По способу изготовления накладки из ФАПМ разделяют на формованные, вальцованные, тканые и прессованные. Формованные накладки имеют высокую износостойкость и стабильный коэффициент трения и применяются в тормозах железнодорожного подвижного состава и поездах метрополитенов, автотракторных средств, строительно-дорожных и землеройных машин и т. д. (табл. 3.1).
Для предварительного выбора материалов фрикционных накладок при проектировании узла трения тормоза можно пользоваться значениями параметров, приведенными на рис. 3.1, однако необходимо учитывать, что они несколько отличаются от фрикционно-износных характеристик натурного тормозного узла, зависящих от комплекса параметров режима работы и конструкции тормозного устройства. Обычно в натурном узле трения тормоза коэффициент трения и износ несколько ниже указанных на рис. 3.1.
Таблица 3.1.
Основные области применения асбофрикционных материалов пар трения
Марка материала | ТУ | Связующее | Область применения |
АГ - 1Б 6КФ - 58 | ТУ 38 11446 – 71 ТУ 38 11413 - 70 | Каучуковое | Формованные накладки барабанных тормозов легковых автомобилей |
6КХ – 4Б 143 | ТУ 68 - 5 -46 – 69 ТУ 38 11427 - 71 | Каучуковое | Формованные накладки барабанных тормозов грузовых автомобилей |
145 - 40 | ТУ 38 11434 - 71 | Комбинированое | Формованные накладки дисковых тормозов легковых автомобилей |
Рис. 3.1. Зависимости коэффициента трения от температуры для фрикционных асбополимерных материалов