Развитие памяти как высшей психической функции

 

Память как ВПФ.

    Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирование умений и навыков.

 

Исследования А.Н. Леонтьева.

    Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.И.Леонтьев. На основе опытов он вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти» показывает, что если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом опосредованное. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

 

Развитие памяти.

    Память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки в 25 лет, но после начинает медленно понижаться. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания.

Классифицировать виды человеческой памяти можно по двум направлениям:

    1. По времени сохранения материала:

    мгновенная память – образ, полное остаточное впечатление;

    кратковременная – из мгновенной в нее попадает только то, что осознается;

    оперативная – хранение информации в течение определенного заданного срока;

    долговременная – в течение неограниченного срока, для воспроизведения требуется мышление и усилия воли;

    генетическая – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, единственная на которую не может оказать влияние.

    2. По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения:

    зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов;

    слуховая – запоминание и воспроизведение звуков (музыкальных, речевых);

    двигательная – запоминание с точностью сложных, многообразных движений;

    эмоциональная – память на переживания;

    осязательная, обонятельная, вкусовая – их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей.

    По характеру участия воли в процессах запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае такое запоминание, которое происходит автоматически без особых усилий со стороны человека. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс требует волевых усилий.

    С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постоянно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемототехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве у взрослого человека превращается в произвольную.

    Логическая память - память, построенная на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.

    Механическая память - память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.

 

 

Процессы памяти: сохранение и забывание. Основные закономерности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: