Перечислить виды внимания и дать им характеристику

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ)

Ответы на контрольные лекционные вопросы

по теме: "Внимание"

Выполнила:

студентка 1 курса 2 группы

факультета философии и психологии

Волошенко. В. В.

Вопросы:

Дать определение термину «внимание».

Какое место «внимание» занимает в системе психологических феноменов.

Исторический аспект темы «сознания» и «внимания».

Раскрыть суть теории «внимания» (У. Джеймс).

Перечислить виды внимания и дать им характеристику.

Модель Бродбента: теория и эксперимент.

Кто оспаривал теорию Бродбента? Почему?

Теория Э. Трейсман. Её основные положения.

Основное положение модели Джесси Норман.

Модель Д. Канемана, основные положения, пример.

Дать определение термину «внимание».

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении которого ведутся споры сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учёные утверждают, что как особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание — направленность психической деятельности и сосредоточённость её на определённом объекте, имеющем для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального.

Какое место «внимание» занимает в системе психологических феноменов.

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в “чистом” виде не представляется возможным.

Среди психических явлений внимание является не самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Исторический аспект темы «сознания» и «внимания».

Внимание и сознание были в центре интересов ранней экспериментальной психологии. В конце XIX – начале XX века были выполнены многочисленные исследования, свидетельствовавшие, в частности о роли внимания в усилении сенсорных впечатлений. Э.Б. Титченер называл концепцию внимания “жизненным нервом всей системы психологических понятий”. Однако, подобно многим важнейшим аспектам интеллектуальной жизни человека, изучение сознания было изгнано из экспериментальной психологии радикальными бихевиористами в первой половине 20-го века.

В 1962г. Дж. Миллер: “Мы отказались от этих слов несколько десятилетий назад, поскольку ошибочно надеялись, что сможем разработать несколько более точных понятий, которые бы позволили строго количественно и объективно описывать соответствующие психологические процессы”. Вслед за этим Дж. Миллер, как и У.Джеймс, несколькими красочными фразами описывает селективные функции сознания. Он также делает вывод, что “селективность сознания и ограниченность объёма внимания – это взаимодополняющие способы обсуждения одного и того же”. С тех пор прошло немало времени, однако оба запретных понятия играют огромную роль в когнитивной психологии.

Раскрыть суть теории «внимания» (У. Джеймс).

Примерно 111 лет назад Уильям Джеймс написал: “…каждому известно, что такое внимание”, он, тем не менее, дал следующее объяснение: “Это когда разум охватывает в ясной и отчётливой форме нечто, в чём видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот внимание. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими.”

Уильям Джеймс сравнивал сознание с избирательной комиссией, выбирающей что-либо одно из многих стимулов, причём выбранный стимул при этом выделяется и акцентируется, а всё остальное подавляется.

Сознание по мнению У. Джеймса селективно; “оно всегда интересуется более одной частью объекта, чем другой, пока оно мыслит”. Что определяет выбор или предпочтение одного другому – это и есть тема большей части психологии.

Джемс предложил выделять два класса теорий внимания. Первый класс теорий получил название ≪теории причины≫, а второй —≪теории эффекта≫.

Перечислить виды внимания и дать им характеристику

У. Джеймс, выделяя внимание как сосредоточение сознания, указал на следующие виды внимания: чувственное и интеллектуальное; непосредственное (когда объект внимания интересен сам по себе) или опосредованное (апперцептивным) (когда объект внимания лишь путём ассоциации связан с непосредственно интересующим предметом). Наконец, внимание, может быть или пассивным, рефлекторным, непроизвольным (когда человек сосредотачивает своё внимание на предмете без каких-либо усилий). Или активным, произвольным. Произвольное внимание всегда апперцептивное. Человек делает сознательные усилия, чтобы направить своё внимание на предмет.

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Основными условиями его появления являются новизна, контрастность, сила, структурированность и личная значимость раздражителя.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение сознания. Развивается оно на основе непроизвольного и вызывается не внешними особенностями раздражителя, а осознанными потребностями субъекта и поддерживается с помощью волевых усилий.

Послепроизвольное внимание – т.е. сосредоточение на объекте в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

а) непроизвольное внимание – нет цели, нет волевых уcилий;

б) произвольное внимание – есть цель, есть волевые усилия;

в) послепроизвольное – есть цель, нет волевых усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: