· непрерывность;
· целенаправленность;
· интегративность;
· единство общей и профессиональной культуры;
· взаимосвязь и преемственность;
· доступность;
· опережающий характер;
· перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
· вариативность и др.
7. Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием
· профессиональное (предмет преподавания);
· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
· правовое;
· эстетическое (гуманитарное);
· историческое;
· иностранные языки;
· политическое;
· информационно-компьютерные технологии;
· охрана здоровья;
· интересы и хобби.
Источники самообразования
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
|
|
Определим источники знаний:
· телевидение;
· газеты, журналы;
· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
· Интернет;
· видео, аудио;
· платные курсы;
· семинары и конференции;
· мастер-классы;
· мероприятия по обмену опытом;
· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
· курсы повышения квалификации;
· путешествия.
Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования учителя
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
10. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
· систематический просмотр определённых телепередач;
· чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
|
|
· обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
· решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
· посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
· дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
· изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
· систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
· проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
· организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
· общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
· ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
· результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
· доклады, выступления;
· разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
· создание комплектов;
· педагогических разработок;
· обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
|
|
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
· творческий подход;
· степень обоснованности содержащегося материала;
· глубину и практическую значимость материала;
· наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
· способ подачи материала.