Основные принципы самообразования

· непрерывность;

· целенаправленность;

· интегративность;

· единство общей и профессиональной культуры;

· взаимосвязь и преемственность;

· доступность;

· опережающий характер;

· перманентность перехода от низкой ступени к высшей;

· вариативность и др.

 

7. Основные направления, в которых учи­телю необходимо заниматься самообразованием

· профессиональное (предмет преподавания);

· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

· психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

· правовое;

· эстетическое (гуманитарное);

· историческое;

· иностранные языки;

· политическое;

· информационно-компьютерные технологии;

· охрана здоровья;

· интересы и хобби.

 

 

Источники самообразования

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

· телевидение;

· газеты, журналы;

· литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);

· Интернет;

· видео, аудио;

· платные курсы;

· семинары и конференции;

· мастер-классы;

· мероприятия по обмену опытом;

· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

· курсы повышения квалификации;

· путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

 

Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области са­мообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические техноло­гии, формы, методы и приёмы обучения.

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

· Периодически проводить самоанализ своей про­фессиональной деятельности.

· Совершенствовать свои знания в области класси­ческой и современной психологии и педагогики.

· Систематически интересоваться событиями со­временной экономической, политической и культурной жизни.

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

10. Виды деятель­ности, составляющие процесс самообразования

· систематический просмотр определённых теле­передач;

· чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и пред­метной литературы;

· обзор в Интернете информации по преподавае­мому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

· решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной слож­ности или нестандартной формы;

· посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

· дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

· изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

· систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

· проведение открытых уроков для анализа со сто­роны коллег;

· организация кружковой и внеклассной деятельно­сти по предмету;

· изучение информационно-компьютерных техноло­гий;

· посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

· общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

· ведение здорового образа жизни, занятия спор­том, физическими упражнениями.

 

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

· результаты самообразования учителя на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);

· повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);

· разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;

· разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;

· доклады, выступления;

· разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;

· выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;

· разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;

· создание комплектов;

· педагогических разработок;

· обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и  саморазвитию;

• педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;

• педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом учителя-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);

• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;

• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

• осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

· творческий подход;

· степень обоснованности содержащегося мате­риала;

· глубину и практическую значимость материала;

· наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

· способ подачи материала.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: