Название произведения

Авторы, создавая свои художественные произведения, продумывают всё до мелочей в них. Каждая деталь играет определённую роль. Так, большой смысл вкладывается в название. Через него писатели и поэты передают основную мысль, суть своих произведений, отражают главную идею.

В литературе можно найти много произведений, смысл названий которых подсказывает читателем, о чём именно пойдёт речь в них. Часто авторы названиями привлекают читателей.

Названия имеют два смысла: прямой и скрытый. Нужно уметь понять этот замысел писателя, чтобы глубже разобраться в произведении, в том, что хотел передать автор.

В задании № 9 могут встреться вопросы, связанные именно с названием произведения. Нужно объяснить название данного в вопросах произведения и привести два аргумента, а именно два произведения, в которых название имеет важную роль.

Приведу список произведений, которые можно привести в качестве аргументов.

o Д.И.Фонвизин «Недоросль»

o А.С.Грибоедов «Горе от ума»

o А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

o М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o И.В.Тургенев «Отцы и дети»

o И.А.Гончаров «Обломов»

o А.Н.Островский «Гроза»

o А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

o М.Шолохов «Судьба человека»

o В.Распутин «Живи и помни» и многие другие.

Данный список можно продолжать бесконечно, ведь название каждого произведения дано авторами не случайно.

В последующих статьях я постараюсь дать материал о смысле названий произведений, чтобы его можно было использовать при ответе на задание № 9.

Каков смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

Сначала посмотрим в толком словаре, каково значение данного слова. «Недоросль» — так называли молодого дворянина, который был ещё несовершеннолетним и не поступил на государственную службу. Ещё по указу Петра I нельзя было принимать дворян на службу, если они не получили образование.

Но данное слово со временем получило переносное значение — недоучка, необразованный человек, который не хочет учиться, а само имя главного героя — Митрофанушки- стало нарицательным.

Много отрицательных черт у Митрофана. Это и жестокость, грубость, невоспитанность, эгоизм и многие другие. Но автор особенно подчёркивает его нежелание учиться. Простакова наняла учителей, как это было принято в свете (правда, подешевле, которые сами-то не все могли научить ребёнка). Однако Митрофанушка учиться не хотел. Его знаменитая фраза «не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой. Умственное развитие его крайне низкое. Он испытывает настоящее отвращение к учёбе, да и труду вообще.

Назвав комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизин вкладывал в него следующее значение:

o Прямой смысл названия в том, что Митрофан действительно недоросль, то есть несовершеннолетний, не поступивший ещё на службу человек.

o Скрытый, переносный смысл в том, что автор подчёркивает, как многие дворяне глупы, ленивы, думают только о материальных ценностей, душевно опустошены, не желают развиваться, учиться. Он высмеивает таких людей.

И сегодня «недорослями» мы называем ленивых, глупых, не желающих учиться, познавать мир людей; это ограниченные люди, которые цель жизни видят в материальном благополучии, даже богатстве, престижном положении в обществе. Однако душевно они бедны.

Таким образом, название пьесы имеет важное значение для понимания всего произведения. В нём автор подчёркивает одну из центральных проблем, которую он раскрывает в произведении, -проблему воспитания человека. В слова положительных героев он вкладывает мысли о том, каким должен быть человек: честным, справедливым, истинным гражданином своей страны, воспитанным и образованным, а не недорослем, каким является Митрофанушка. «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло»(слова Стародума).Автор показал все уродливые стороны воспитания, образования в дворянских семьях, ужасы крепостничества и бесправия простых людей. А всё это происходит потому, что многие представители привилегированного класса — «недоросли», нравственно низкие, малообразованные люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: